Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на
каждой ступени консультирования.Страница 7
– Описана во взаимодействующих и контекстуально описанных терминах.
– Скорее мала, чем велика.
– Имеет признаки разрешения проблемы, а не ее отсутствие.
– Конкретна, специфична и измерима.
– Реалистична и выполнима в обстоятельствах жизни клиента.
– С первых шагов демонстрирует признаки успеха клиента.
– Клиент уверен, что с его стороны требуется тяжелая работа.
Пример: Что я (субъект) могу сделать (сюжет) по отношению к кому-то (объект), чтобы добиться нужного отношения (контекст).
Четвертая ступень консультирования
- выработка альтернативных решений. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Определяя содержание работы консультанта на этой стадии, ряд авторов исходит из положения, что конечной целью консультанта является развитие у клиента:
– способности находить максимальное число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры;
– способности применять максимально большее количество занятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры;
– способности формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями культуры и рефлексировать (2).
Таким образом, 4-й этап очень важен для дальнейшего развития и роста клиента. Целью этого этапа является переход клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.
Пятая ступень консультирования
- обобщение.
Бывает, что клиент быстро теряет то, что приобрел на консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы конструктивные решения, принятые совместно с консультантом, не пропали даром.
Есть очень простой метод - просто спросить клиента: “Что Вы собираетесь делать сегодня?”, “Какие шаги Вы собираетесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что Вы наметили?” Чем более подробно консультант обсудит с клиентом программу его действий, тем более вероятно, что произойдет какое-то изменение. На этом этапе консультации может потребоваться обучение клиента. Возможно и переформулирование проблемы, связанное с невозможностью выполнения ранее намеченного.
Приведенная выше обобщенная модель принятия решений и общая структура консультации могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. Использование различных теорий и подходов меняет акценты на определенных аспектах данной модели. Можно пропустить или объединить этапы беседы в зависимости от особенностей подготовки консультанта, состояния клиента, мотивации клиента, условий, в которых клиент находится.
Культурно-историческая
концепция личности
В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и твор ...
Психологическая помощь на разных этапах развода
Развод включает два периода— собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы; 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация.
Стадия, предшест ...
Проблема внимания в психологии
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать с ...
