Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования

Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования
Страница 2

В психологии потребность человека раскрывается, как испытываемая им нужда в чём-либо и выступает источником его активности. Таким образом, актуализация потребности будет находить своё выражение в преобладании, в деятельности и поведении личности определённых действий, направленных на её удовлетворение.

Для члена группы привлекательность высокого статуса и связанного с ним престижа, равно как и опасность потерять их, может выступать в качестве фактора, побуждающего его к тем или иным действиям. В этой связи неудовлетворенность личности имеющимся ролевым статусом или престижем, по всей видимости, будет отражаться в актуализированное соответствующей потребности, в то время как удовлетворение субъекта положением в системе межличностных отношений в ее неактуализированности. Вполне понятно, что, когда человек добился и имеет желаемое, он может ставить перед собой цели, связанные не только со своим настоящим положением в группе следовательно, детерминирующую роль в формировании поведения личности могут играть не только актуализированные, но и неактуализированные потребности.

Потребности, составляя существо отношения человека к разным сторонам действительности[6], предстают, как более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать окружающую реальность. В том смысле они обладают относительной независимостью от конкретных условий жизнедеятельности субъекта. Такая их автономность позволяет надеяться, что полученные в условиях мест лишения свободы результаты исследования отражают не ситуационную, а объективную природу диагносцированных у осужденных за изнасилование потребностей. Для дифференциации потребностей, круг которых ограничен методикой Д.Джаксона, такими лицами, как А.А.Астрашабовым и В.В.Кулиничем, были применены математические методы, позволяющие выделить те из них, которые оказывают непосредственное влияние на поведение индивида. В свою очередь последние были разделены на актуализированные и неактуализированные.

Полученные результаты показывают, что потребность в доминировании и потребность в избегании вреда детерминируют поведение соответственно двух третьих и половины обследованных осужденных за изнасилование. В то же время эти потребности неактуализированны более чем у 90%тех, для кого он являются детерминирующими. Поскольку первая из отмеченных потребностей (актуализированная) содержательно раскрывается как стремление личности оказывать в той или иной форме свое влияние на других, а вторая (неактуализированная) - как стремление избежать психологического давления со стороны окружающих, в каком бы виде оно не проявлялось, то можно сделать вывод, что неактуализированность названных потребностей отражает удовлетворенность имеющимся ролевым статусом. В этой связи можно предположить, что для насильников не характерно стремление к повышению своего ролевого статуса в группе.

Это объясняется устойчивостью статусно-ролевой структуры группы, членами которой являлись лица, совершившие изнасилование. В свою очередь такая устойчивость предполагает усвоение и безусловное принятие групповых ценностей и норм, что обеспечивает высокий уровень конформности поведения отдельного члена по отношению к группе в целом.

В то же время обращает на себя внимание актуализация у обследованных насильников потребностей в импульсивности, в зависимости и в социальном признании. Импульсивность отражает склонность человека действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, зависимость предстает как подчиненность другим, чужой вам при отсутствии самостоятельности, а социальное признание выступает как необходимость подтверждения в общении имеющейся у личности благоприятной самооценки. Актуализация этих потребностей означает, что устойчивость статусно-ролевой структуры группы воспринимается в субъективном плане как средство, способное удовлетворить указанные актуализированные потребности, что в свою очередь, вынуждает члена группы поддерживать для этого постоянство такой структуры. Таким образом, устойчивость (постоянство, стабильность) ролевой структуры группы выступает для каждого ее члена не только как форма ее организации, но и как субъективная ценность.

В этой связи любые попытки вольно или невольно, извне или изнутри, нарушить такую устойчивость будут восприниматься членом группы как посягательство на себя лично и прежде всего на занимаемый ролевой статус. Есть основания рассматривать подобные посягательства и реакцию на них как статусно-ролевой конфликт, причины которого могут лежать как вовне, так и «внутри» личности - члена группы, т.е. на индивидуально-психологическом уровне, анализ которого находится за пределами данной статьи.

Страницы: 1 2 3 4


Педагогическая деятельность как созидание личности
Педагогическая деятельность — это особый вид соци­альной деятельности, направленный на воспитание чело­века, на создание условий для развития его личности. Это деятельность во многом творческая, переходящая в педаго­гическое мастерство и даже искусство, где большое значе­ние имеют индивидуальные качества педагога, его духов­ность, нравс ...

Общая характеристика памяти
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, ...

Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru