Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования

Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования
Страница 3

Надо полагать, что внутри группы такие конфликты в основном связаны с расширением или сужением диапазона действий, соответствующих занимаемому личностью статусу. Вполне понятно, что наибольшим спектром возможностей в группе обладают те ее члены, которые занимают высшую степень в ролевой иерархии, т.е. «звезды».

Попутно следует отметить, что структура стихийных групп общения в значительной степени зависит от возрастной эволюции входящих в нее членов. Являясь, как правило, однополыми ячейками общения у младших подростков, такие группы постепенно начинают у 15-17-летних приобретать характер смешанных компаний, т.е. включают в себя юношей и девушек[7].

Расширяющийся с возрастом процесс социализации обуславливает появление новых видов и форм общения. Осознание своей половой роли, приобретение определенного жизненного опыта с неизбежностью приводит молодого человека к такой форме межполового общения, как сексуальное. Причем одним из первых непосредственных сексуальных объектов предстает сверстник (сверстница), знакомый (знакомая). Подтверждение этому мы находим и в материалах проведенного исследования, согласно которым 42,8% виновных в изнасиловании знали свою жертву еще до преступления, а 30,4% преступников были с ней даже хорошо знакомы.

В группах с разнополым составом диапазон предписываемых статусом действий, особенно сексуального характера, приобретает специфическое значение, поскольку высокое ролевое положение того или иного индивида предоставляет, наряду с другими, больше возможностей и для половых контактов. Это объективно способствует приобретению большого сексуального опыта по сравнению с членами группы, занимающими более низкий статус, так как последние, согласно вышеизложенному, имеют меньшую свободу выбора.

В этом контексте, когда притязания на половую близость предъявляются со стороны члена группы, обладающего более низким ролевым статусом, решение о вступлении в сексуальные отношения принадлежит уже не партнеру, а партнерше. В тех случаях, когда их желания не совпадают, т.е. партнерша отказывает в половой близости, а партнер добивается своего против ее желания и с применением насилия, можно говорить о совершении изнасилования.

Такое посягательство может привести к снижению статуса и потере личного престижа посягнувшего, что опять-таки нарушает устойчивость ролевой структуры группы. Принимая во внимание, что подобное нарушение связано с межполовыми сексуальными отношениями, то именно на них и сосредотачиваются как члены группы, так и сам нарушитель. Развитие этого процесса в конечном счете может привести к отторжению группой посягнувшего. Причем причина этого будет так или иначе связана с потерей сексуального реноме, что отнюдь не способствует процессу половой идентификации.

В определенной мере и сопротивление партнерши может субъективно восприниматься как отказ в социальном признании и тем самым наносить ущерб самооценке личности. Необходимо отметить, что актуализировать потребности в социальном признании характерна для: 69,85 тех, у кого она участвует в детерминации преступного поведения, что в то же время составляет 27% от всех обследованных насильников.

Изложенная социально-психологическая модель поведения имеет значение не только как один из возможных вариантов статусно-ролевого конфликта, но и как системообразующий признак, позволяющий понять совершение такого деяния, как изнасилование вне какой-либо связи с группой.

Представим себе, что лицо, посягнувшее вышеуказанным образом на нормы и правила группы, отторгаются ею, однако ее внимание остается сосредоточенным на сексуальных проблемах. Лишенное привычной групповой поддержки, но в тоже время несущее в себе усвоенные групповые ценности, нормы и образ действия, оно становится криминогенно опасным в плане возможности применения насилия при вступлении в половые отношения. При этом насильственные сексуальные действия такого субъекта могут быть совершены в отношении, как посторонних лиц, так и членов его бывшей группы. В последнем случае изнасилование можно рассматривать как изгнание из группы, реакцию, имеющую для личности компенсаторное значение.

Наряду с рассмотренным вариантом вынужденного ухода из группы могут встречаться и случаи добровольного выхода из нее. Такое развитие событий связано с тем, что отдельные члены группы - чаще всего это лидер или «звезды»- перестают получать внутреннее удовлетворение от наличного спектра связей и отношений внутри группы. Такая неудовлетворенность возникает тогда, когда содержание деятельности группы перестает способствовать дальнейшему развитию и самореализации личности, т.е. личность исчерпывает предоставляемые ей группой в этом плане возможности, иными словами, она (личность) как бы «перерастает» группу непосредственного общения.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ и интерпретация результатов исследования
Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты № 1 (сводные таблицы результатов по классам - см. Приложение 3-6), можно сделать вывод о том, что в большинстве семей родители обладают верным пониманием ценности здоровья, следят за сохранением здоровья своей семьи, стремятся к ведению здорового образа жизни. Это мы можем пронаблюдать по д ...

Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Организация исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс ра ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru