Социально-психологический подход к изучению причин изнасилованияСтраница 1
В данном параграфе, мы рассмотрим социально-психологический подход, в основе которого принято методологическое положение социальной психологии, которое устанавливает зависимость между нравственно-психологическими качествами личности и микросоциумом, в котором эти качества реализуются. Такой подход, позволяет рассмотреть процесс ее развития, поскольку «все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе»[1]. Иными словами, рассмотрение личности как взаимодействующего и общающего субъекта.
Такой методологический подход позволяет выдвинуть предположение о том, что группа и протекающие в ней процессы должны влиять на формирование факторов, участвующих в детерминации преступного поведения человека, в данном случае — в совершении изнасилования.
Насильственные преступления вообще и изнасилования в частности совершаются, как известно в сфере межличностного общения. Это означает, что общение выступает в качестве условия совершения изнасилования.
Потребность в общении как фундаментальная характеристика личности наиболее свойственна периоду ее становления, т.е. юношескому и молодежному возрасту. Потребность в общении в этом возрасте очень велика. Как отмечал И.С.Кон, одной из наиболее характерных для юношества и молодежи форм организации общения является создание спонтанных, стихийных групп общения[2]. Такие группы удовлетворяют прежде всего потребность в свободном, нерегламентированном извне общении. Можно полагать, что это является для молодых людей своеобразным уходом (эмансипацией) от социального контроля взрослых, а в более широком плане — от общества в целом.
В этой связи особое значение приобретает ценностно-нормативная сфера таких групп, на основе которой объединяются их члены и которая определяет социальную направленность и значимость деятельности таких неформальных образований. Для одних молодых людей ценность пребывания в той или иной группе может заключаться, по мнению В.С. Овчинского, собственно в форме общения, для других — в возможности выразить свою приверженность каким-либо увлечениям, для третьих - в том, что это представляет собой «удобный способ» противоправного поведения[3].
В том случае, если последний из отмеченных моментов ценностно-нормативной сферы, лежащих в основе организации молодых людей, приобретает доминирующее значение, т.е. становится для группы ведущим, то криминогенность такого неформального объединения резко возрастает.
Криминогенность как качественная характеристика группы и ее членов составляет необходимую предпосылку для совершения преступления. Однако конкретный вид последнего будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов. Так в случае совершения изнасилования в числе объективных факторов выступают, с одной стороны, биологическое развитие индивида, что может находить свое выражение в гиперсексуальности пубертата, а с другой стороны, половая идентификация как одна из сторон социокультурного развития личности, в процессе социализации, причем, как замечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «сексуальность и сексуальная активность может значительно опережать сексуальную зрелость и потребность»[4]. Отсюда можно предположить, что криминогенными в плане совершения изнасилования будут те группы, субъективные нормы и правила которых признают сексуальный контакт в качестве допустимой распространенной формы внутригруппового общения. В этой связи принципиальное значение приобретает нормативная регуляция половых контактов между членами группы. Представление о ней можно получить. Исходя из статусно-ролевой структуры группы.
Внутри группы выделяют четыре категории ролевых статусов - это «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». При этом каждому из указанных статусов соответствуют определенные нормативные ожидания со стороны членов группы, оправдание которых свидетельствует об успешности исполнения роли и наоборот. Тем самым такие ожидания детерминируют иерархическую ролевую структуру группы и, как следствие, диапазон дозволенных и правомерных действий. В этом плане ролевой статус, как и престиж в группе, будет представлять для её члена личную значимость, реально ощущаемую ценность, которая может выступать в качестве предмета потребности[5]. Иными словами, занятие и удержание определённого ролевого статуса, как и обладание престижем, будет влиять на потребностную сферу личности, удовлетворять одни её потребности и не удовлетворять другие.
Методика исследования.
Общая характеристика испытуемых. Настоящее психологическое исследование проведено в период 01.10.2003г. по 01.04.2004гг. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра.
В соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач было проведено комплексное клинико-психол ...
Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных
взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников. Описание
результатов исследования родительского отношения к
Исследование дисгармоничного типа родительского воспитания в семье дошкольников
В нашем исследовании приняли участие 26 мальчиков и 25 девочек, в возрасте 5 лет – 22 человека, 6 лет – 29 человек, 40 детей из полных семей и 11 из неполных.
По результатам исследования дисгармоничных типов родительского воспитания (рис. 1) отмечается, чт ...
Психологическая помощь на разных этапах развода
Развод включает два периода— собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы; 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейной системы; 3) сепарация.
Стадия, предшест ...