Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования

Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования
Страница 1

В данном параграфе, мы рассмотрим социально-психологический подход, в основе которого принято методологическое положение социальной психологии, которое устанавливает зависимость между нравственно-психологическими качествами личности и микросоциумом, в котором эти качества реализуются. Такой подход, позволяет рассмотреть процесс ее развития, поскольку «все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе»[1]. Иными словами, рассмотрение личности как взаимодействующего и общающего субъекта.

Такой методологический подход позволяет выдвинуть предположение о том, что группа и протекающие в ней процессы должны влиять на формирование факторов, участвующих в детерминации преступного поведения человека, в данном случае — в совершении изнасилования.

Насильственные преступления вообще и изнасилования в частности совершаются, как известно в сфере межличностного общения. Это означает, что общение выступает в качестве условия совершения изнасилования.

Потребность в общении как фундаментальная характеристика личности наиболее свойственна периоду ее становления, т.е. юношескому и молодежному возрасту. Потребность в общении в этом возрасте очень велика. Как отмечал И.С.Кон, одной из наиболее характерных для юношества и молодежи форм организации общения является создание спонтанных, стихийных групп общения[2]. Такие группы удовлетворяют прежде всего потребность в свободном, нерегламентированном извне общении. Можно полагать, что это является для молодых людей своеобразным уходом (эмансипацией) от социального контроля взрослых, а в более широком плане — от общества в целом.

В этой связи особое значение приобретает ценностно-нормативная сфера таких групп, на основе которой объединяются их члены и которая определяет социальную направленность и значимость деятельности таких неформальных образований. Для одних молодых людей ценность пребывания в той или иной группе может заключаться, по мнению В.С. Овчинского, собственно в форме общения, для других — в возможности выразить свою приверженность каким-либо увлечениям, для третьих - в том, что это представляет собой «удобный способ» противоправного поведения[3].

В том случае, если последний из отмеченных моментов ценностно-нормативной сферы, лежащих в основе организации молодых людей, приобретает доминирующее значение, т.е. становится для группы ведущим, то криминогенность такого неформального объединения резко возрастает.

Криминогенность как качественная характеристика группы и ее членов составляет необходимую предпосылку для совершения преступления. Однако конкретный вид последнего будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов. Так в случае совершения изнасилования в числе объективных факторов выступают, с одной стороны, биологическое развитие индивида, что может находить свое выражение в гиперсексуальности пубертата, а с другой стороны, половая идентификация как одна из сторон социокультурного развития личности, в процессе социализации, причем, как замечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «сексуальность и сексуальная активность может значительно опережать сексуальную зрелость и потребность»[4]. Отсюда можно предположить, что криминогенными в плане совершения изнасилования будут те группы, субъективные нормы и правила которых признают сексуальный контакт в качестве допустимой распространенной формы внутригруппового общения. В этой связи принципиальное значение приобретает нормативная регуляция половых контактов между членами группы. Представление о ней можно получить. Исходя из статусно-ролевой структуры группы.

Внутри группы выделяют четыре категории ролевых статусов - это «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». При этом каждому из указанных статусов соответствуют определенные нормативные ожидания со стороны членов группы, оправдание которых свидетельствует об успешности исполнения роли и наоборот. Тем самым такие ожидания детерминируют иерархическую ролевую структуру группы и, как следствие, диапазон дозволенных и правомерных действий. В этом плане ролевой статус, как и престиж в группе, будет представлять для её члена личную значимость, реально ощущаемую ценность, которая может выступать в качестве предмета потребности[5]. Иными словами, занятие и удержание определённого ролевого статуса, как и обладание престижем, будет влиять на потребностную сферу личности, удовлетворять одни её потребности и не удовлетворять другие.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование феномена тревожности студентов первого курса в психологических исследованиях. Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...

Организация детского пространства
М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый – все их выбросить. В "Доме ребенка" были установлены легкие переносные столики, маленькие стулья и кресла, так что даже трехлетний ребенок мог ...

Считалки
Дождик, дождик, поливай - Бегал заяц по болоту, Будет хлеба урожай. Он искал себе работу, Будут булки, будут сушки, Да работы не нашел, Будут вкусные ватрушки. Сам заплакал и пошел. До-ре-ми-фа-соль-ля-си ! Ежик-ежик, чудачок Едит кошка на такси. Сшил колючий пиджачок. А котята прицепились Встал в кружок и ну считать, И бе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru