Другая психология » Особенности личности осужденных, совершивших насильственные преступления » Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования

Социально-психологический подход к изучению причин изнасилования
Страница 1

В данном параграфе, мы рассмотрим социально-психологический подход, в основе которого принято методологическое положение социальной психологии, которое устанавливает зависимость между нравственно-психологическими качествами личности и микросоциумом, в котором эти качества реализуются. Такой подход, позволяет рассмотреть процесс ее развития, поскольку «все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе»[1]. Иными словами, рассмотрение личности как взаимодействующего и общающего субъекта.

Такой методологический подход позволяет выдвинуть предположение о том, что группа и протекающие в ней процессы должны влиять на формирование факторов, участвующих в детерминации преступного поведения человека, в данном случае — в совершении изнасилования.

Насильственные преступления вообще и изнасилования в частности совершаются, как известно в сфере межличностного общения. Это означает, что общение выступает в качестве условия совершения изнасилования.

Потребность в общении как фундаментальная характеристика личности наиболее свойственна периоду ее становления, т.е. юношескому и молодежному возрасту. Потребность в общении в этом возрасте очень велика. Как отмечал И.С.Кон, одной из наиболее характерных для юношества и молодежи форм организации общения является создание спонтанных, стихийных групп общения[2]. Такие группы удовлетворяют прежде всего потребность в свободном, нерегламентированном извне общении. Можно полагать, что это является для молодых людей своеобразным уходом (эмансипацией) от социального контроля взрослых, а в более широком плане — от общества в целом.

В этой связи особое значение приобретает ценностно-нормативная сфера таких групп, на основе которой объединяются их члены и которая определяет социальную направленность и значимость деятельности таких неформальных образований. Для одних молодых людей ценность пребывания в той или иной группе может заключаться, по мнению В.С. Овчинского, собственно в форме общения, для других — в возможности выразить свою приверженность каким-либо увлечениям, для третьих - в том, что это представляет собой «удобный способ» противоправного поведения[3].

В том случае, если последний из отмеченных моментов ценностно-нормативной сферы, лежащих в основе организации молодых людей, приобретает доминирующее значение, т.е. становится для группы ведущим, то криминогенность такого неформального объединения резко возрастает.

Криминогенность как качественная характеристика группы и ее членов составляет необходимую предпосылку для совершения преступления. Однако конкретный вид последнего будет зависеть от ряда объективных и субъективных факторов. Так в случае совершения изнасилования в числе объективных факторов выступают, с одной стороны, биологическое развитие индивида, что может находить свое выражение в гиперсексуальности пубертата, а с другой стороны, половая идентификация как одна из сторон социокультурного развития личности, в процессе социализации, причем, как замечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, «сексуальность и сексуальная активность может значительно опережать сексуальную зрелость и потребность»[4]. Отсюда можно предположить, что криминогенными в плане совершения изнасилования будут те группы, субъективные нормы и правила которых признают сексуальный контакт в качестве допустимой распространенной формы внутригруппового общения. В этой связи принципиальное значение приобретает нормативная регуляция половых контактов между членами группы. Представление о ней можно получить. Исходя из статусно-ролевой структуры группы.

Внутри группы выделяют четыре категории ролевых статусов - это «звезды», «изолированные», «пренебрегаемые», «отверженные». При этом каждому из указанных статусов соответствуют определенные нормативные ожидания со стороны членов группы, оправдание которых свидетельствует об успешности исполнения роли и наоборот. Тем самым такие ожидания детерминируют иерархическую ролевую структуру группы и, как следствие, диапазон дозволенных и правомерных действий. В этом плане ролевой статус, как и престиж в группе, будет представлять для её члена личную значимость, реально ощущаемую ценность, которая может выступать в качестве предмета потребности[5]. Иными словами, занятие и удержание определённого ролевого статуса, как и обладание престижем, будет влиять на потребностную сферу личности, удовлетворять одни её потребности и не удовлетворять другие.

Страницы: 1 2 3 4


Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании). Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнег ...

Воображение и творчество
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Таким образом, не смотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое пре ...

Специфические закономерности аномального развития при психических и физических нарушениях
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития. Абнормальность «Определение абнормальности часто ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru