Восприятие. Виды, свойства и функции
Страница 2

Их существует множество. Они входят в структуру не только специальной деятельности восприятия, но и практически любого действия. Например, для того, чтобы осуществлять действия с предметами, необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены в сознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленность объектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечении велика роль головного мозга.

Наиболее полно закономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов». И в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс, невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотр происходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно по наиболее значимым элементам фигуры.В рамках этого течения изучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств, которое изучали гештальтисты, является целостность и структурность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостности всегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной, активной деятельности человека - с другой.

Страницы: 1 2 


Краткие данные о Докторе Фрейде
Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд). Родился 6 мая 1856, во Фрайберге, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия). Умер 23 сентября 1939, в Лондоне. Австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего т ...

Исследование эмоционального выгорания студентов-психологов группа П - 05 (4 курс)
В данной группе студентов было протестировано 10 человек. Результатами исследования явились следующие: Средний балл в группе по уровню эмоционального выгорания составляет 114,1 балл. При этом 70 % группы респондентов имели достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 10 % обследованных имели высокий уровень эм ...

Основа педагогической системы
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему о ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru