Восприятие. Виды, свойства и функцииСтраница 2
Их существует множество. Они входят в структуру не только специальной деятельности восприятия, но и практически любого действия. Например, для того, чтобы осуществлять действия с предметами, необходимо их сначала воспринять, а такое восприятие обеспечивается перцептивными операциями. Перцептивные операции, в основном не представлены в сознании. Мы неосознанно определяем расстояние до предметов, удаленность объектов и т.д. Перцептивные операции обеспечиваются психофизиологическими функциями: моторными, мнемическими, сенсорными и т.д. В таком обеспечении велика роль головного мозга. nord-server.ru отзывы
Наиболее полно закономерности и свойства восприятия изучены в гештальт-психологии. Но «роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов». И в гештальт-теории восприятие рассматривается как активный процесс, невозможный без движения для создания образа. Даже при создании зрительного образа человек как бы ощупывает глазами контур фигуры. Выявлено, что осмотр происходит не по случайной траектории, а последовательно и планомерно по наиболее значимым элементам фигуры.В рамках этого течения изучены основные закономерности и свойства восприятия. Важнейшими из свойств, которое изучали гештальтисты, является целостность и структурность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Для целостности всегда действует принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда мелодия, предмет, образ, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет систематически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной, активной деятельности человека - с другой.
Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения
подростков в учебно-воспитательном процессе. Цели и
принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идент ...
Стили родительского воспитания и их влияние на
развитие детей
Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление родительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способ общения и ожидания, возла ...