Другая психология » Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР » Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР

Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
Страница 1

Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип:

· системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

· единства диагностики и коррекции;

· приоритетности коррекции причинного типа;

· деятельностный принцип коррекции;

· учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

· комплексности методов психологического воздействия;

· активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе;

· опоры на разные уровни организации психических процессов;

· программированного обучения;

· возрастания сложности;

· учета объема и степени разнообразия материала;

· учета эмоциональной окрашенности материала.

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов

· на уровне благополучия, что соответствует норме развития;

· на уровне риска, что означает угрозу возникновения потенциальных трудностей развития;

· на уровне актуальных трудностей развития, что объективно выражается в различного рода отклонениях от нормативного хода развития.

В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии логического операционального интеллекта.

При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

· коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

· профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

· развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи.

Принцип реализуется в двух аспектах.

1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
У каждого ребенка – свои индивидуальные особенности, в том числе и особенности развития внимания. Поэтому выбор направления коррекционной работы сложен и ответствен. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей. Позволяет своевременн ...

Моделирование конфликта на основании структуры и этапов его развития
Зная структуру конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. В качестве одного из методов, направленных на использование конфликта в позитивных целях, был разработан «конфликт-метод»[9]. В основу «ко ...

Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении. На вопрос «Какие из событий последн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru