Анализ результатов исследования «Эмоциональная и социальная депривация как
фактор формирования девиантного поведения у подростков» на примере подростков
Санкт-ПетербургаСтраница 3
2. Ребята так же из полных семей, семей "мать и отчим" ("отец и мачеха") или проживающие только с матерью. Семьи с высоким и средним материальным достатком (до уровня можем себе позволить развлечения). Образование родителей высшее и среднее специальное. В этих семьях, по крайней мере, удовлетворительные отношения между родными. Свободное время проводят, гуляя во дворе и посещая кружки. У ребят есть вредные привычки (скорее всего в большинстве случаев это курение), алкоголь употребляют 1-2 р. в месяц. Не употребляли или употребляли 1 раз наркотики. Воруют по мелочи. К иностранцам относятся терпимо и не понимают смысла убийств. Тип можно назвать "среднестатистическим" к нему относятся 68% опрошенных.
3. Ребята в основном из неполных семей или проживающие без родителей. Низкий уровень материального положения. Родители чаще всего с низким уровнем образования или отсутствуют. Такие подростки имеют вредные привычки, периодически употребляют алкоголь, имеют опыт приёма наркотиков. В свободное время гуляют на улице. Хотят походить, чаще всего, на друга или дедушку (бабушку). Отношение к иностранцам очень различно. Неоднократно думали о самоубийстве (или делали попытки) и убегали из дома. Тип можно назвать "неблагополучным", к нему относятся 12%.
4. Тип является очень любопытным, т.к. он объединяет в себе признаки первого и третьего типа. Внешне очень благополучная семья, но ребёнок ворует у родителей, употребляет алкоголь и имеет опыт приёма наркотиков. Тип "смешанный".
Интервьюирование показало, что 12 опрошенных считают, что дети начинают учиться жизни "на улице" из-за плохих отношений с родителями, а уличные компании учат только плохому.
Респонденты полагают, что родители не уделяют детям достаточного внимания из-за работы -10 чел., из-за нежелания общаться с детьми вообще- 4 чел., родители- алкоголики или наркоманы - 1 человек.
Отца и мать заменить невозможно- считают все респонденты.
Подростки употребляют наркотики независимо от благосостояния семьи- 8 человек, только малообеспеченные- 7 человек.
Предотвратить употребление наркотиков может только государство- 12 человек. Если ребёнку в семье хорошо, то ему и не надо будет- считают 3 респондента.
Отсюда можно сделать вывод, что респонденты виноватыми в главной социальной проблеме считают родителей и государство, а так же, чем старше респондент, тем более категоричны его взгляды.
Данное исследование, по мнению его автора, считается репрезентативным и достоверным. Его можно перенести на генеральную совокупность и оно в полной мере отражает реальность.
Выводы главы: таким образом, из приведённых выше исследований, мы чётко видим, что такой фактор формирования девиантного поведения, как депривация, нельзя оставлять без внимания. Очень чётко можно проследить связь между ранним детством человека и его девиантным поведением в подростковом возрасте. Важно отметить, что часто социальная депривация, кажущаяся нам несущественной в раннем (например, когда ребёнок не ходит в детский сад и соответственно не общается или мало общается с другими детьми или когда родители много работают и ребёнок общается только в детском коллективе) даёт о себе знать потом. Часто мы не связываем данные явления, но как показывают исследования, причинно-следственная связь между ними есть. Такая проблема стоит довольно остро перед нами, потому что она не видна обывателю. Психологи уже давно заметили её, но они разрабатывают направления эмоциональной и сенсорной депривации, кому как не социологам изучать социальную депривацию и влиять на родителей, с целью создания гармоничного общества будущего?
Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе
Ряд психологов признают, что в числе факторов способных затормозить или ускорить формирование психологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптацию к ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позиция родителей ребенка. Некоторые исследователи считают главной причиной возникновения школьно ...
Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования
духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения
современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков из различных социальных сред:
1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплек ...
Задачи и средства коррекции детской гиперактивности
· Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
· Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность апанировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответств ...