Предыстория современной российской психологии
Страница 1

Сейчас российская психология вступила в фазу своего расцвета, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического давления. Психология нынче - наука модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимосвязаны. Не потому ли нарастает количество желающих получить психологическое образование, что психологи сегодня востребованы и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах? Однако есть и более объективные, если хотите, количественные показатели того, что российская психология вступает в эпоху своего расцвета.

В 90-х годах было издано рекордное количество книг по психологии - 1300 наименований. Первые позиции по популярности в этом перечне занимают книги по общей психологии, социальной психологии и социальной адаптации, психологии личности, стрессоустойчивости и самоконтроля. Сегодня модная наука развивается по 48 направлениям и исследует 261 психологическую проблему. В двадцатку наиболее важных входят исследования проблем общения и наркозависимости.[1]

Однако такой всплеск был бы невозможен на пустом месте. Традиции и научные школы, сформированные за прошедшие сто лет и уцелевшие в эпоху диктата, стали тем гумусом, который сегодня начинает приносить щедрый урожай. Это тем более удивительно, если вспомнить, что на долю российской психологии в ушедшем веке выпала нелегкая участь.

Профессор А.В. Петровский выделяет три периода развития этой науки в России. Начало века было вполне плодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии, издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которые пользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическая психологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота все оставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал доклад Корнилова "Психология и марксизм". С этой минуты в деятельность ученых вторглась политика, а психология "перешла на марксистский путь развития". Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и, мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматься своими делами.

Вместе с репрессиями начался второй, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед за постановлением партии "О методологическом прожектерстве" власти уничтожили большую группу представителей философского направления в психологии, а в 1932 году закрыли журналы "Психология" и "Педология". Под прицельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в области детской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" практически наложило запрет на изучение детской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательные процессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставила науку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться от психологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Внимание. Обшая характеристика. Основные виды и свойства внимания.
В.-это направленность психики/сознания на определенные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Проблемы изучения В.входили в круг философского понятия аперцепции, разработал Лейбниц и Кант. Апперцепция выражает зависимость восприятия действительностиот прошлого опыта, общего содер ...

История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования пове­дения челов ...

Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не­обходимых для его существования и развития, как раз и выступа­ет источником активности человека. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru