Другая психология » Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях » Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье

Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье
Страница 3

8) Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире [10, c. 87].

Э.Г Эйдемиллер выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.

1) Отклонения личности самих родителей - акцентуации и психопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.

Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания - демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.

2) Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка [19, c.66.]

Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания:

1) Расширение сферы родительских чувств - обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».

2) Предпочтение в подростке детских качеств - обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

3) Воспитательная неуверенность родителя - обусловливает потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы
Задачи программы: 1. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста. 2. Повышение квалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста Представленная коррекционная программа была направлена, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности ...

Мария Монтессори (1870-1952)
Мария Монсессори - единственный pебенок Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве Маpии известно н ...

Результаты исследований и их анализ
Анализируя полученные результаты теста, можно сделать вывод, что основная часть испытуемых - это люди со среднем уровнем мотивации одобрения. В результате проведенных исследований выяснилось, что высокий уровень мотивации одобрения обнаружен у четырех человек, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru