Другая психология » Формирование самооценки детей в неблагополучных семьях » Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье

Особенности формирования самооценки у подростков в неблагополучных семьях. Формирование личности подростка в семье
Страница 3

8) Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире [10, c. 87].

Э.Г Эйдемиллер выделяет две группы причин, вызывающих тот или иной тип семейных отношений, в зависимости от личностных особенностей родителей.

1) Отклонения личности самих родителей - акцентуации и психопатии, которые часто предопределяют различные нарушения в воспитании.

При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен к гипопротекции (когда ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его), недостаточному удовлетворению потребностей ребенка, пониженному уровню требований к нему.

Эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания.

Демонстративно-компенсаторная акцентуация личности и истероидная психопатия часто предрасполагает к противоречивому типу воспитания - демонстрируемой любви и заботе о ребенке при зрителях и эмоциональному отвержению в их отсутствие.

2) Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания ребенка [19, c.66.]

Было выделено 8 подобных источников нарушений воспитания:

1) Расширение сферы родительских чувств - обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь».

2) Предпочтение в подростке детских качеств - обусловливает стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция». У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать у них сохранение таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым стимулируя развитие психического инфантилизма.

3) Воспитательная неуверенность родителя - обусловливает потворствующую гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований к ребенку. Происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место», которое может быть обусловлено психастеническими чертами личности родителя. В других случаях на формирование этой особенности могли повлиять отношения родителя с его собственными родителями: дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Сон, врабагывание, утомление, монотонна
Сон — естественное психическое состояние человека, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно — к ясности (при пробуждении). Сон состоит из двух стадий: медленного и быстрого сна. На стадии медленного сна снижается тонус мускулатуры, замедляется дых ...

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: · изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; · работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперакт ...

Структура мироощущения подростков в различных образовательных средах
Интересную информацию удалось получить и с помощью опросника, разработанного И. В. Дубровиной. Он предназначен для определения критериев, по которым можно охарактеризовать и описать мироощущение и социальное самоопределение подростков. Сам опросник состоит из пяти вопросов и представлен в приложении. На вопрос «Какие из событий последн ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru