Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 6

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач:

4-й – высший уровень успешности - 28 и более баллов (80-100% ПУ);

3-й – 27,9-23,0 балла (79,9-65,0%);

2-й – 22,9-17,0 балла (64,9-50%);

1-й – самый низкий – 16,9 и менее баллов.

Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 процентов отмечаются 4-й и 3-й уровни успешности. 2-й и, особенно 1-й, уровни успешности решения матричных задач встречаются у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Р.С. Немов, 1998 г.).

Методика исследования словесно-логического мышления

Исходный вариант данной методики – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – состоит из 9 субтестов, применяемых как групповое испытание для детей с 12-летнего возраста и старше.

М.К. Акимова и В.Т. Козлова разносторонне анализируют результаты выполнения словесных заданий, входящих в состав группового теста, структуры интеллекта Р. Амтхауэра, детьми 14-15 лет. Авторы демонстрируют соотношение количественных (балльных) показателей, рассматривают вопросы о социально-психологических нормативах (термин М.К. Гуревича) и особенностях выполнения заданий, входящих в различные субтесты, детьми, принадлежащими к различным выборкам.

Э.Ф. Замбацявичене разработала словесные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром в первых четырех субтестах его тестовой батареи), пригодные для обследования мдадших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. Э.Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей, обучающихся по массовой и специальной программам в литовских школах.

Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей с ЗПР позволила создать на их основе два модифицированных варианта методики – полный и краткий для проведения экспресс-диагностики, которые отличаются от варианта Э.Ф. Замбацявичене несколько измененной процедурой обследования, оценкой результатов. Кроме того, произведена замена заданий исходного варианта, требующих знаний регионального характера (Л.И. Переслени, 1996 г.).

Краткая характеристика субтестов

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования». Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. В полном варианте 10 заданий, в кратком – пять. Такое же соотношение проб в 3-м и 4-м субтестах.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

Аналогичные задания используются в отечественной психодиагностике и патопсихологии в методике «Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий – 10.

3-й субтест – на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испытуемого инертности психических процессов значительно затрудняет для него выполнение задания – в последующей задаче он пытается выделять аналогии по принципу предыдущей задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Дети из детского дома
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах – интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Какие они, эти дети? Как ни странно, ответить на этот вопрос довольно трудно. Игнорируемая обществом проблема детей, оставшихся без родителей не исчезла, а, напротив, катастрофически разрослась, превративши ...

Просодика
Голос и манера говорить несут в себе подлинную, почти не замаскированную информацию о душевном складе человека. Громкость голоса – общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, что окружающие обязательно услышат их слова и примут к сведению. Довольно громкий голос (даж ...

Кросс-культурные особенности невербального общения
В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне адекватное восприятие языка тела и от знаний культурных особенностей деловых партнеровзачастую зависит и сам успех международного сотрудничества. В каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколения правила, регулирующие экспрессивные выражения ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru