Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 6

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач:

4-й – высший уровень успешности - 28 и более баллов (80-100% ПУ);

3-й – 27,9-23,0 балла (79,9-65,0%);

2-й – 22,9-17,0 балла (64,9-50%);

1-й – самый низкий – 16,9 и менее баллов.

Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 процентов отмечаются 4-й и 3-й уровни успешности. 2-й и, особенно 1-й, уровни успешности решения матричных задач встречаются у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Р.С. Немов, 1998 г.).

Методика исследования словесно-логического мышления

Исходный вариант данной методики – тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра – состоит из 9 субтестов, применяемых как групповое испытание для детей с 12-летнего возраста и старше.

М.К. Акимова и В.Т. Козлова разносторонне анализируют результаты выполнения словесных заданий, входящих в состав группового теста, структуры интеллекта Р. Амтхауэра, детьми 14-15 лет. Авторы демонстрируют соотношение количественных (балльных) показателей, рассматривают вопросы о социально-психологических нормативах (термин М.К. Гуревича) и особенностях выполнения заданий, входящих в различные субтесты, детьми, принадлежащими к различным выборкам.

Э.Ф. Замбацявичене разработала словесные субтесты (по принципу, использованному Р. Амтхауэром в первых четырех субтестах его тестовой батареи), пригодные для обследования мдадших школьников. Предлагаемая ею методика включает 4 субтеста по 10 проб в каждом. Э.Ф. Замбацявичене не только полностью приводит словесные задания, способ их количественной оценки, но и результаты, полученные при обследовании различных выборок детей, обучающихся по массовой и специальной программам в литовских школах.

Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей с ЗПР позволила создать на их основе два модифицированных варианта методики – полный и краткий для проведения экспресс-диагностики, которые отличаются от варианта Э.Ф. Замбацявичене несколько измененной процедурой обследования, оценкой результатов. Кроме того, произведена замена заданий исходного варианта, требующих знаний регионального характера (Л.И. Переслени, 1996 г.).

Краткая характеристика субтестов

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задания, составляющие этот субтест, подобны используемым в методике «Выявление существенных признаков». При качественном анализе результатов выполнения заданий выявляется способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных и второстепенных, «некритичность и ненаправленность мышления… слабость абстрагирования». Задача испытуемого – закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка. В полном варианте 10 заданий, в кратком – пять. Такое же соотношение проб в 3-м и 4-м субтестах.

2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

Аналогичные задания используются в отечественной психодиагностике и патопсихологии в методике «Исключение лишних понятий». При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли ребенок отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация. Количество заданий – 10.

3-й субтест – на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли испытуемый устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Поскольку аналогии в разных заданиях строятся по разному принципу и наличие у испытуемого инертности психических процессов значительно затрудняет для него выполнение задания – в последующей задаче он пытается выделять аналогии по принципу предыдущей задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Сравнительный анализ мотивационных и коммуникативных особенностей представителей сетевого бизнеса и представителей традиционного бизнеса
Первой использовавшейся методикой была «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», с помощью которой были получены определённые результаты, описанные в предыдущем параграфе. Для наилучшего сравнения их с результатами, полученными в выборке 2 (представители традиционного бизнеса ...

Факторы и типы детско-родительских отношений
Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов: - от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ...

Формы проявления межгрупповых отношений
С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Последние должны быть модифицированы с тем, чтобы обеспечить: • большее участие групп в принятии важнейших ре ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru