Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 9

Методика «Предложения»

Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями.

Средние значения дивергентной продуктивности:

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

3,3

4,2

Девочки

4,0

5,2

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Методика «Две линии»

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале.

Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображении серии фигур. Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл за каждый результат.

Средние значения дивергентной продуктивности:

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

12,0

19,4

Девочки

12,9

17,4

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.

Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут объединять:

1. Стрела 5. Змей

2. Пчела 6. Лодка

3. Крокодил 7. Воробей

4. Рыба

Например, А: 1,2,5,7 – в воздухе; Б: 3,4,5,7 – имеют хвосты.

Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями.

Средние значения дивергентной продуктивности (на соматическом материале):

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

1,8

3,9

Девочки

2,3

4,0

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Резюме

Итак, умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Мышление является основной психической функцией человека. Без необходимого уровня его развития невозможно осуществлять практически ни одну деятельность. Уровень развития мышления человека зависит от того насколько сформированы основные его операции: обобщение, классификация, синтез, анализ, сравнение. Особенно активно мышление развивается в школьные годы, у школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умственного развития в общем развитии младших школьников указывают многие психологи и педагоги, в том числе Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции ...

Общая характеристика воображения
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как в ...

Сексуальные потребности и желания
Сексуальное удовлетворение возникает тогда, когда у человека есть возможность удовлетворять свои сексуальные потребности и желания. Но почему это далеко не всегда получается? Потому что у каждого человека свои желания и потребности и для их удовлетворения требуется не сексуальный партнер, но такой партнер, который способен понять и зах ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru