Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 9

Методика «Предложения»

Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.

Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями.

Средние значения дивергентной продуктивности:

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

3,3

4,2

Девочки

4,0

5,2

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Методика «Две линии»

Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале.

Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображении серии фигур. Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл за каждый результат.

Средние значения дивергентной продуктивности:

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

12,0

19,4

Девочки

12,9

17,4

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.

Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут объединять:

1. Стрела 5. Змей

2. Пчела 6. Лодка

3. Крокодил 7. Воробей

4. Рыба

Например, А: 1,2,5,7 – в воздухе; Б: 3,4,5,7 – имеют хвосты.

Время выполнения – 8 мин.

Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями.

Средние значения дивергентной продуктивности (на соматическом материале):

Дети

Возраст

8 лет

10 лет

Мальчики

1,8

3,9

Девочки

2,3

4,0

(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).

Резюме

Итак, умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Мышление является основной психической функцией человека. Без необходимого уровня его развития невозможно осуществлять практически ни одну деятельность. Уровень развития мышления человека зависит от того насколько сформированы основные его операции: обобщение, классификация, синтез, анализ, сравнение. Особенно активно мышление развивается в школьные годы, у школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умственного развития в общем развитии младших школьников указывают многие психологи и педагоги, в том числе Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Мимика
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и яв ...

Фаллическая фаза
Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают ...

Специфика невербальной коммуникации
Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем са­мую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая сви­детельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия челов ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru