Особенности психодиагностики мышления младших школьниковСтраница 9
Методика «Предложения»
Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.
Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т.
Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями.
Средние значения дивергентной продуктивности:
|
Дети |
Возраст | |
|
8 лет |
10 лет | |
|
Мальчики |
3,3 |
4,2 |
|
Девочки |
4,0 |
5,2 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Методика «Две линии»
Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале.
Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображении серии фигур. Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без повторений – 1 балл за каждый результат.
Средние значения дивергентной продуктивности:
|
Дети |
Возраст | |
|
8 лет |
10 лет | |
|
Мальчики |
12,0 |
19,4 |
|
Девочки |
12,9 |
17,4 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Методика «Классификация»
Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале.
Инструкция. Сгруппируйте данные слова в различные группы по признакам, которые их могут объединять:
1. Стрела 5. Змей
2. Пчела 6. Лодка
3. Крокодил 7. Воробей
4. Рыба
Например, А: 1,2,5,7 – в воздухе; Б: 3,4,5,7 – имеют хвосты.
Время выполнения – 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями.
Средние значения дивергентной продуктивности (на соматическом материале):
|
Дети |
Возраст | |
|
8 лет |
10 лет | |
|
Мальчики |
1,8 |
3,9 |
|
Девочки |
2,3 |
4,0 |
(А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2001 г.).
Резюме
Итак, умственное развитие рассматривается как одна из сторон общего психического развития индивида. Мышление является основной психической функцией человека. Без необходимого уровня его развития невозможно осуществлять практически ни одну деятельность. Уровень развития мышления человека зависит от того насколько сформированы основные его операции: обобщение, классификация, синтез, анализ, сравнение. Особенно активно мышление развивается в школьные годы, у школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его особенностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической. На ведущее значение умственного развития в общем развитии младших школьников указывают многие психологи и педагоги, в том числе Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.
Метод психологического
дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации
раненых.
Метод «дебрифинга критического инцидента»
, разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.)
Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного ...
Психическое здоровье как норма
Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физиче ...
Сексуальные секреты: секс
в супружеской жизни
Все сказки заканчиваются свадьбой, только почему-то ни одна со свадьбы не начинается. Случайность это или тонкий намек мудрых предков на то, что в браке не может быть ничего сказочного? Все изо дня в день и из года в год становится более обыденным и менее сказочным. Особенно секс. Ну разве можно есть одно и то же блюдо год, пять или, ещ ...
