Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 2

Неустойчивость мыслительной деятельности проявляется в переходе от одной системы действий, рассуждений к другой под влиянием случайных признаков, ассоциаций. В учебной деятельности школьники с такой особенностью мышления могут не использовать в нужных случаях усвоенные правила и принципы, как бы забывая о них.

Неосознанность мыслительных процессов проявляется в неспособности ученика изложить ход решения задачи, найти собственные ошибки.

Подражательность мыслительной сферы – это стремление копировать уже известные способы решения без учета специфических особенностей задачи.

Очевидно, что отмеченные особенности интеллектуально-пассивных учащихся, являющиеся следствием установки на избегание интеллектуального напряжения, негативно сказываются на учебном процессе.

Трудности в учении очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая трудности и не осознавая их причин, он не добивается нужного эффекта, даже прилагая максимум усидчивости и старания. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощь, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая способна стать устойчивой характеристикой личности.

Неуверенный в себе ребенок отличается несоответствием между отношением к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести такого ребенка к изоляции в коллективе, его социальный статус понижается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения. Дружеские связи школьник начинает искать во внешкольных компаниях, нередко с отрицательной социальной направленностью.

Сниженный уровень умственного развития и малая успешность учебной деятельности воздействуют на личностное развитие школьника, на весь комплекс его личностных характеристик – мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера; от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе.

Все сказанное делает понятным, почему в педагогической практике важно не только констатировать низкий или высокий уровень умственного развития ученика, но и в случае необходимости провести коррекционную работу, позволяющую устранить имеющиеся пробелы.

Эта работа должна начинаться как можно раньше, пока отставание в учении не привело к тягостным последствиям. Если же время упущено, педагог и школьный психолог должны не только устранять отставание в умственном развитии, но и одновременно пытаться избавится от всего комплекса последствий. Поэтому особенно важной представляется коррекционная работа с младшими школьниками.

В.В. Давыдов (1990 г.) считает, что диагностируя учебную деятельность школьников, важно посмотреть, какова целостность этой деятельности (или на лицо только раздробленные звенья и операции), есть ли выраженная индивидуальность ее выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития – сформированности познавательной деятельности как основы мышления. В школьной практике предлагается учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, их обеспечивающую. Так, требования к результатам обучения включают: систему знаний и умений; виды деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения; качественные особенности усвоения учащимися предметного и деятельного содержания обучения.

Таким образом, изменение теоретических представлений об умственном развитии меняет и содержание, и задачи школьной диагностики. В целом необходимо в ходе диагностики фиксировать состояние мотивации и знаний учащихся, затем видов познавательной учебной деятельности и на основе этого – качественные глубинные изменения собственно в психике ребенка – новообразования в интеллекте, изменения в плане мышления. Значит, умственное развитие не сводится ни к знаниям, ни к видам деятельности и даже к изменениям в мышлении и интеллекте, а, скорее всего, определяется их сложным соотношением, которое находится в постоянном изменении, динамике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологический эксперимент: естественный и лабораторный. Организация экспериментального изучения детей с нарушениями в развитии
Эксперимент (латин. experimentum - проба, опыт) - единственный метод исследования и проверки гипотезы, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о ...

Важность положительной мотивации
Гиперактивные дети очень слабо мотивированы. Интерес, желание чем-то заниматься формируется у них медленно. Но уж если такой интерес сформировался, обычно, он остаётся надолго или на всю жизнь. Поэтому так важно в занятиях и играх с таким ребёнком наличие положительной мотивации. Важным здесь является элемент удовольствия. Если что-то ...

Количество опрошенных учащихся
% соотношение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + + + + 80 2 + + + + + + + + 80 3 + + + + + + + 70 4 + + + + + 50 5 + + + + + + + + ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru