Другая психология » Психологические особенности младших школьников » Особенности психодиагностики мышления младших школьников

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Страница 3

Близкие тенденции наблюдаются и в зарубежной психологии (Е.Л. Яковлева, А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, 1992 г.). В последние десятилетия отмечается неудовлетворенность диагностикой, которая ограничивается статичными проявлениями интеллекта, фиксирующими только результаты решения познавательных задач. Усиливается внимание к процессуальной стороне и особенностям деятельности, приводящим к различиям в интеллекте. В анализ включаются разные виды интеллекта: приспособление к среде и новой ситуации (адаптабельность), стратегия и стиль решения проблемы, для чего используется понятие когнитивного стиля – способа, с помощью которого индивид анализирует стимулы или реагирует на них как на некоторое целое; от когнитивного стиля зависит успешность учащихся, индивидуальный подход к ситуации; способность экстраполировать; успешность в проблемной ситуации, способность самому найти проблему без толчка извне. Анализируется не только процесс выполнения как таковой, но и разные виды стратегии при различной успешности решения; сопоставляются интеллект, обучаемость, определенные стратегии решения умственных задач и успешность этого решения. Иными словами, в диагностике усиливается внимание к связи процессуальных и результативных характеристик познавательной деятельности в сопоставлении с параметрами интеллекта. Это говорит об общих тенденциях в отечественной и зарубежной диагностике.

Спецификой диагностических методов (в отличие от экспериментальных и неэкспериментальных) является их направленность на определение состояния отдельных сторон психики человека и ориентация в конечном счете на оказание практической помощи данному человеку. Если для психолога-исследователя задачей диагностики является обнаружение общих закономерностей и в какой-то мере отвлечение от индивидуальных особенностей конкретного человека, то для психодиагноста-практика индивидуальные отличия и эмпирическая целостность отдельного человека является главной задачей. К изучению неизвестного внутреннего мира людей психолог-практик прикладывает известные теоретические закономерности. Умственное развитие в ходе обучения может изучаться с помощью кратковременного обследования с применением ряда психодиагностических методик (тестов), путем длительного изучения человека в условиях учебно-воспитательного учреждения (так называемый клинический метод).

Для изучения умственного развития используются традиционные психометрические тесты (тесты достижения, тесты интеллекта) и их обновленные варианты – так называемые критериально-ориентированные тесты.

Тесты интеллекта направлены на выявление умственного развития и способностей. Интеллект нередко понимается широко, например, как «относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или даже функциональные связи – от простых ассоциаций на самой низкой ступени и вплоть до сложных операций мышления на самой высокой ступени. Интеллект рассматривается чаще как система познавательных процессов, как активизация в любом познавательном акте мышления, памяти, внимания, воображения и других психических функций, обеспечивающих процесс познания.

В отличие от тестов достижений, которые выявляют эффективность обучения знаниям и умениям, тесты интеллекта определяют состояние отдельных сторон умственного развития, например, логического мышления, смысловой памяти и др. Используется понятие умственного возраста – показатель успешности выполнения тестовых заданий, характерный для детей определенного возраста. Умственный возраст ребенка соответствует самому высокому возрастному уровню тех заданий, с которыми он справляется. Иными словами, умственный возраст определяется по количеству правильно выполненных заданий, каждое из которых направлено на выявление состояния отдельных психических функций. Соотношение умственного и хронологического возраста в классической тестологии определяет коэффициент интеллекта.

Метод тестов имеет ряд достоинств – четкая стандартизация, возможность количественных оценок, массовая проверка на статистическом материале, отсюда объективность и надежность методов. В тестах уделяется основное внимание оценке результатов (время, затраченное на решение задачи, число правильных и неправильных ответов, количество шагов решения в единицу времени). Вместе с тем традиционное использование тестов направлено на выявление только наличного уровня развития. Критика в адрес тестов также состоит в том, что в них способы получения результатов, то есть процесс решения и выполнения остаются за рамками анализа. Советские психологи (Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина, К.М. Гуревич и др.) отмечали ряд недостатков тестов: в тестах контролю подлежит конечный продукт измеряемых способностей, результат прошлого опыта, преобладают количественные оценки, а качественный анализ процесса решения, отдельных видов познавательной деятельности и интеллектуального развития опущен. Если ребенок допускает ошибку, то тест не выявляет ее причину (которая может состоять в высоком уровне трудности задания, отсутствии необходимых знаний и способов, низкой мотивации, неадекватных эмоциональных реакциях и др.). Не всегда возможен прогноз, ибо оценивается умственное развитие в пределах одного задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Обсуждение
Итак, больше ста лет назад Зигмунд Фрейд усомнился в том, что люди сознательно управляют своими поступками и своей жизнью. Он заявил, что "Я" человека далеко не всемогуще. И что думают об этом современные исследователи? Как показывают новейшие исследования, бессознательное - наш эффективный помощник. Мгновенные "озарения& ...

Факторы риска выгорания в профессиях сферы услуг
К основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят личностный, ролевой и организационный. Ролевые факторы риска выгорания включают: · ролевой конфликт; · ролевую неопределенность; · неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); · низкий социальный статус; · ролевые ...

Основные виды речи
Речь человека имеет разнообразные формы, которые относятся к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. Основным исходным видом речи является разговорная, или диалогическая. Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником. Таким образом, разговорная речь в психологическом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru