МимикаСтраница 1
Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию.
Для успешного общения необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать мимику достигается каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой.
Важную роль в общении людей играют глаза. Причина тому ─ размеры зрачков собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный.
Однако размеры зрачков могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких как общая освещённость места, положение головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут сужеными, а в полутёмном помещении ─ расширенными. Размеры зрачков зависят и от остроты зрения. У людей страдающих близорукостью ─ расширенные, а у дальнозорких ─ сужены.
Взгляд также выполняет коммуникативную функцию. Частота и характер взгляда может указать на характер отношений. Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения:
Деловой взгляд ─ концентрируется на области лба и глаз собеседника и создаёт серьёзную атмосферу;
Социальный взгляд ─ сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению;
Интимный взгляд ─ от уровня глаз вниз на другие части тела;
Если при общении человек смотрит на собеседника менее ⅓ времени, то это может быть признаком того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре.
Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза, не спешите думать, что у такого человека не чиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не найдёте более ясного и твёрдого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим.
Более того, нужно иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся ("остекленевшим") взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами – признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов.
Если он опускает глаза, это свидетельствует о том, что он сильно переживает сказанное вами. Глаза, заведённые вверх и в сторону, означают, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Открытый прямой взгляд считается признаком отсутствия вины.
Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию
личности государственного служащего в исполнительном органе государственной
власти
В психологии особое внимание уделяется вопросам влияния стрессогенных факторов на работоспособность и надежность профессиональной деятельности человека. Исследователей интересует преимущественно анализ реакции человека на стресс, вызываемых внешними факторами среды. Исследования показали, что под воздействием стресса разной этиологии ух ...
Мотив аффилиации
Содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.Г. Мюррей, так определяет потребность человека в аффилиации: "Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ни ...
Что называется понятием речь
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русский, английский и т.д.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Ре ...
