Мимика
Страница 1

Пытаясь понять и оценить человека, распознать его ещё не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его лицу. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения ─ мимику. Мимика играет ведущую роль в передаче информации при общении на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию.

Для успешного общения необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать мимику достигается каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой.

Важную роль в общении людей играют глаза. Причина тому ─ размеры зрачков собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный.

Однако размеры зрачков могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких как общая освещённость места, положение головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут сужеными, а в полутёмном помещении ─ расширенными. Размеры зрачков зависят и от остроты зрения. У людей страдающих близорукостью ─ расширенные, а у дальнозорких ─ сужены.

Взгляд также выполняет коммуникативную функцию. Частота и характер взгляда может указать на характер отношений. Взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несёт различную информацию о характере общения:

Деловой взгляд ─ концентрируется на области лба и глаз собеседника и создаёт серьёзную атмосферу;

Социальный взгляд ─ сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению;

Интимный взгляд ─ от уровня глаз вниз на другие части тела;

Если при общении человек смотрит на собеседника менее ⅓ времени, то это может быть признаком того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре.

Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза, не спешите думать, что у такого человека не чиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не найдёте более ясного и твёрдого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твёрдой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим.

Более того, нужно иметь в виду: если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся ("остекленевшим") взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами – признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов.

Если он опускает глаза, это свидетельствует о том, что он сильно переживает сказанное вами. Глаза, заведённые вверх и в сторону, означают, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Открытый прямой взгляд считается признаком отсутствия вины.

Страницы: 1 2


Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный че­ловек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуникационных контак­тов определяется не только тем, ...

Общие основы педагогики. Педагогика в системе наук о человеке. Становление и развитие педагогики
Педагогика как совокупность знаний о воспитании чело­века возникла из общественной потребности в подготов­ке подрастающих поколений к жизни. В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осущест­влялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйст­венного опыта, детей знакомили с правила ...

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Л.С. Выготский, являющийся выдающимся псих ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru