История и модели изучения «синдрома выгорания»Страница 1
Проблемой «выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состояния выходят на качественно новый уровень научного познания.
Первый этап – это фаза «поисков» (70 гг. ХХ века, США). Цель, стоявшая перед учеными, заключалась в том, чтобы исследовать природу и операционализировать понятие «выгорание личности». Объектом исследований были специалисты «помогающих профессий» (врачи, психологи, психиатры).
На данной фазе феномен выгорания изучался в двух направлениях – психиатрическом и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или клинического) направления Х. Дж. Фрайденберг в 1974 году ввел понятие «burn-out». Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Следовательно, симптомы выгорания и сущность психического здоровья были предметами исследования психиатрического направления.
Необходимо отметить, что в англоязычной психологической литературе следует отличать термин «burnout» от психиатрического термина «burn out». Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе.
Второй подход, с которым связаны исследования выгорания на фазе «поисков», был социально-психологический. Концепт «выгорания» как трехсимптомного комплекса сформулировали К. Маслач и ее коллеги [10]. Первая статья, посвященная данной проблеме, появилась в 1978 году. К. Маслач как социальный психолог изучала взаимодействие людей в ситуационном контексте работы. К ситуативным факторам выгорания были отнесены: а) большое количество клиентов; б) преобладание негативной обратной связи от клиента; в) недостаток личностных ресурсов для совладания со стрессом.
Таким образом, в 70-х годах ХХ века изучалась природа и факторы выгорания, то есть качественная сторона феномена. Методами исследования были интервьюирование, разбор конкретных случаев и наблюдение. Практико-ориентированная направленность в исследовании выгорания обуславливалась социальными, экономическими, историческими и культурными факторами 70-х годов ХХ века. Эти факторы связаны с развитием сферы услуг в США.
В 80-х годах ХХ века началась методологическая фаза в изучении синдрома выгорания. Основной фокус был направлен на оценку данного психического состояния. Составлялись опросники и разрабатывалась методология исследования в рамках индустриально-организационной психологии. В 1981 г. К. Маслач был опубликован инструмент MBI для измерения выгорания [10].
При этом выгорание стало пониматься как форма трудового стресса, которая связана с понятиями удовлетворенности трудом, организационной культуры и текучести кадров. Индустриально-организационный подход объединил клиническое и психологическое направления изучения выгорания.
С середины 1990-х годов изучение синдрома выгорания в американской психологии вышло на качественно новый уровень – помимо факторов предметом исследования выступили другие аспекты данного психологического феномена.
Во-первых, выгорание стало изучаться не только в широком круге социальных профессий, но и у офисных работников, военнослужащих, руководителей. Также объектом диагностики рассматриваются представители профессий из «несоциальной сферы» (программисты, летчики и т.д.).
Выводы
У каждого ребенка – свои индивидуальные особенности, в том числе и особенности развития внимания. Поэтому выбор направления коррекционной работы сложен и ответствен. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей. Позволяет своевременн ...
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофизической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психических процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет человеку в короткое время хорошо отд ...
Сексуальные потребности и желания
Сексуальное удовлетворение возникает тогда, когда у человека есть возможность удовлетворять свои сексуальные потребности и желания.
Но почему это далеко не всегда получается? Потому что у каждого человека свои желания и потребности и для их удовлетворения требуется не сексуальный партнер, но такой партнер, который способен понять и зах ...
