Другая психология » Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах » Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа

Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа
Страница 1

Целью

данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.

Была выдвинута следующая г

ипотеза

: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:

А) нравственной зрелостью личности подростка;

Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;

В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения

:

 образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;

 эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;

 поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.

Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач:

1) Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.

2) Разработка программы эмпирического исследования.

2) Реализация программы эмпирического исследования.

3) Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.

4) Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Предметом

исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом- социализация личности подростка.

Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок

, включающий в себя следующие методы:

1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;

2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;

3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;

4. психодиагностические методики;

5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.

В качестве психодиагностических методик

использовались следующие:

1) Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, );

2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).

Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложении 2.

В качестве статистического метода

, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена.

Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений:

1) МОУ «… средняя общеобразовательная школа» … района Курской области;

2) ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…… школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …….района Курской области.

Данные учреждения представляют собой две различные образовательные среды. В МОУ «……. средняя общеобразовательная школа» Курской области обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья. В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… района Курской области попадают дети и подростки из неблагополучных семей, чьи родители лишены родительских прав, либо родителей нет вообще по различным причинам. Воспитанники - подростки из школы-интерната с обычными условиями для детских учреждений такого типа:

• наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов;

Страницы: 1 2


Психодиагностика мотивации
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности т ...

Анализ обращений, связанных с темами суицида
Процент обращений, связанных с суицидальными идеями и действиями, невелик, но наблюдается тенденция к его увеличению. На наш взгляд, это одна из наиболее сложных тем. Сознание того, что одно твое слово может ускорить развязку или, наоборот, помочь, вызывает сильное напряжение. Поэтому консультант обязан проанализировать собственные уста ...

Выводы
Проанализировав общее понятие образа будущей профессиональной деятельности в психологической науке, мы можем подчеркнуть регулирующую и направляющую роль образа в профессиональной деятельности, особенно на этапе ее освоения. Образ профессиональной деятельности формируется в процессе профессионализации личности. Используя понятие образ ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru