Другая психология » Духовно-нравственные аспекты становления мироощущения и социального самоопределения подростков в различных социальных средах » Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа

Эмпирическое исследование социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростков в различных социальных средах. Организа
Страница 1

Целью

данного исследования является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.

Была выдвинута следующая г

ипотеза

: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:

А) нравственной зрелостью личности подростка;

Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;

В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

При разработке рабочей гипотезы важно учесть следующие положения

:

 образ социальной среды обитания и отношение к ней проявляются в особом эмоциональном настрое, положительном или отрицательном, радостном или печальном, доброжелательном или агрессивном;

 эмоциональный настрой, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на восприятие обыденной жизни, на характер оценки ее отдельных моментов, явлений, поступков других людей, бытовых условий существования;

 поэтому одни и те же объективные обстоятельства жизни старшеклассников могут восприниматься и оцениваться ими как благоприятные, вполне устраивающие их или как травмирующие, «отрицательно влияющие» на общее самочувствие.

Для достижения данной цели и доказательства/опровержения выдвинутой гипотезы необходимо выполнение следующих задач:

1) Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.

2) Разработка программы эмпирического исследования.

2) Реализация программы эмпирического исследования.

3) Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.

4) Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Предметом

исследования выступают социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков, объектом- социализация личности подростка.

Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок

, включающий в себя следующие методы:

1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;

2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;

3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;

4. психодиагностические методики;

5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.

В качестве психодиагностических методик

использовались следующие:

1) Опросник для определения критериев мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, );

2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).

Описание методик и процедура их проведения содержится в Приложении 1 и Приложении 2.

В качестве статистического метода

, позволяющего определить силу и направление корреляционной связи был применен метод ранговой корреляции rs Спирмена.

Исследование проводилось на базе следующих образовательных учреждений:

1) МОУ «… средняя общеобразовательная школа» … района Курской области;

2) ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «…… школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …….района Курской области.

Данные учреждения представляют собой две различные образовательные среды. В МОУ «……. средняя общеобразовательная школа» Курской области обучаются дети, проживающие в обычной, традиционной социальной среде. Это обучающиеся средней школы, чья сфера активности ограничена рамками учебной деятельности. У большинства подростков есть семьи, любящие родители, друзья. В ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «……….школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей… района Курской области попадают дети и подростки из неблагополучных семей, чьи родители лишены родительских прав, либо родителей нет вообще по различным причинам. Воспитанники - подростки из школы-интерната с обычными условиями для детских учреждений такого типа:

• наличие определенного временного режима организации жизни детей, групповое решение режимных моментов;

Страницы: 1 2


Такесика
Такесика это - раздел психологии, изучающий прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивание и пр. Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство (подробнее об этом в пун. 1.7 «Проксемика»), большинство взрослых людей относятся к ним настороженно. Особенно ...

Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьников
Мироощущение — это отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках [34, с. 335]. Мироощущение — восприятие человеком окружающего мира, действительности, выражающееся в настроениях, чувствах. Мир познаётся через мироощущение [48, с. 351]. Мироощущение, с одной стороны, выступает к ...

Внешняя активация
К 13-15 годам морфологический процесс созревания головного мозга уже закончен. Дальше идет развитие личности. Понятно, что не соответствуя по незрелости целеполагания, самоконтроля и поведения возрастным нормам, дети СДВГ трудны для окружающих. Когда ребёнок остается один, он становится вялым, слоняется без дела или занимается чем-нибу ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru