Введение
Страница 1

На рубеже XX–XXI веков произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, миграционным процессам человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он изменил и в котором сам изменился. Все это проявляется на разных уровнях существования человека – физиологическом, психологическом, социальном, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентаций индивидов [51, с.7].

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действительность, какое место он выбрал для себя в жизни, смотрит он на жизнь с надеждой или видит всё в мрачном фоне, всегда волновала ученых, начиная от Аристотеля, Платона и до наших дней. Большой вклад в развитие взглядов на эту проблему внесли отечественные ученые: С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, М.И Воловикова и другие [58, с. 9].

Особое место в этом ряду занимают исследования курских психологов А. С. Чернышева, С. Г. Елизарова, С. В. Сарычева и др., изучавших мироощущение, восприятие социального окружения и своего места в нем подростками и юношами во второй половине прошлого столетия и на рубеже XX – XXI веков. В этих работах указывается и на различия в мироощущении и социальном самоопределении городских и сельских подростков. В рамках подхода, разрабатываемого учеными кафедры психологии Курского государственного университета под руководством А. С. Чернышева, феномен мироощущения с позиции реализации принципов субъектности и единства сознания и деятельности рассматривается в его связях с деятельностью, поведением, общением и социальным самоопределением учащейся молодежи в зависимости от специфики социальных сред.

Интересным является изучение вышеуказанных феноменов мироощущения и социального самоопределения в условиях социальной депривации. Примером такой социально обедненной среды является школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таком учреждении находятся дети, которые уже испытали немало стрессовых и травмирующих ситуаций за свою жизнь. Поэтому можно предположить, что мироощущение и социальное восприятие своего места в жизни у таких подростков будет отличаться от подростков, проживающих в обычных условиях.

Целью

данной работы является определение роли духовно-нравственного компонента в жизненных ориентациях современных подростков, проживающих в различных социальных средах.

На основании вышесказанного была сформулирована рабочая гипотеза

: мироощущение и социальное самоопределение современных подростков опосредуется следующими факторами:

А) нравственной зрелостью личности подростка;

Б) воспитательными возможностями социальной среды проживания;

В) уровнем социально-психологической зрелости учебной группы.

На основе сопоставления разнообразных социальных сред и социальных ситуаций можно выявить общие тенденции изменения мироощущения (позитивные и негативные) у подростков и юношей в современной изменяющейся России. Таким образом, важными представляются следующие задачи

:

1. Изучение состояния проблемы духовно-нравственного становления человека в литературе.

2. Разработка программы эмпирического исследования.

3. Реализация программы эмпирического исследования.

4. Определение социально-психологических механизмов влияния духовно-нравственной компоненты на мироощущение и социальное самоопределение подростка.

5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Предметом

исследования являются социально-психологические детерминанты оптимизации мироощущения и социального самоопределения подростков.

В качестве объекта

выступает социализация личности подростка.

Для решения поставленных задач был подготовлен методический блок

, включающий в себя следующие методы:

1. анализ психолого-педагогической и учебной литературы;

2. наблюдение за деятельностью и межличностным общением респондентов;

3. беседа с педагогами, работающими с респондентами, и с самими респондентами;

4. психодиагностические методики;

5. методы статистической обработки, количественного и качественного анализа полученных данных.

В качестве психодиагностических методик

использовались следующие:

1) Опросник для определения структуры мироощущения и социального самоопределения подростков (И. В. Дубровина, );

2) опросник «Социальное самочувствие как актуализация отношений к образу «Я» и социальному окружению (Л. И. Акатов, А. С. Чернышев).

Страницы: 1 2


Особенности общения с представителями Японии
При общении с японскими коллегами отмечаются такие особенности их национального характера, как трудолюбие, эстетичность, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету, аккуратность, самообладание, чувство долга, вежливость, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям. При переговорах с я ...

Цели аналитических отношений
Сформулировав допущение об одной из возможных целей аналитических отношений, и структурируя эти отношения , - используя такие правила (сеттинг), которые будут наиболее адекватными для достижения цели аналитических отношений. Фрейд блестяще избавился от конкретного содержания случаев, рассказанных ему его первыми пациентами, предположив ...

Характеристика выборки
Эксперимент по исследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые - дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детей младшего дошкольного возраста). ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru