Другая психология » Особенности восприятия детей с нарушением зрения » Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Страница 2

4 и 5 разделы "Ориентировка слепых в городе" и "Дальнейшее расширение навыков пространственной ориентировки слепых в различной обстановке". Содержание этих разделов включает в себя следующее формирование представлений о городе, правила самостоятельного передвижения по городу; приемы обследования города, правила перехода через дороги; виды перекрестков, особенности ориентировки в разное время года; ориентировка в парке, сквере, у водоемов, в селе, в лесу, на лугу и т.д; развитие навыков ориентировки по типу "карта - путь" и "карта-обозрение", определение своего местоположения в городе; самостоятельное возвращение из незнакомой части города; изучение комбинированных маршрутов и т.д.

6 раздел "Использование остаточного зрения при ориентировке в пространстве".

7 раздел "Психологическая подготовка детей при ориентировке в пространстве" - очень важный раздел - это и общение со зрячими при прохождении маршрута, проработка различных ситуаций и т.п.[17, стр.48]

Психологический анализ (Л.И.Солнцева, З.А.Кручинин, В.А. Феоктистова) особенностей ориентирования слепых детей показал, что формирование свободной ориентации и мобильности требует специальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружающем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспринимать различные свойства объектов в качестве ориентировки, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентировки, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами. Объем памяти и подвижности мнемических процессов, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве. [7, стр.22]

Таким образом, психологическая подготовка слепого и овладению навыками ориентировки в пространстве является существенной и неотъемлемой частью итого вида деятельности.

Формирование пространственного образа, пространственных представлений и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения является главной задачей уроков по ориентировке в пространстве. Отечественные дефектологи отмечали важность формирования пространственного образа и предметных представлений (Моргулис, Наумов, Калугин, Солнцева, Кручинин др.).

На основе диссертации Никольской Т.Н. и практической работы Нижегородской областной школы-интерната была разработана модель формирования пространственного образа для детей с нарушением зрения. Создание адекватного, полного, четкого, динамического образа является необходимым условием, обеспечивающим познание окружающего мира и формирование ориентировочной деятельности у незрячих учащихся. Чтобы сформировать у слепых детей такой пространственный образ, необходимо в процессе обучения ориентированию использовать эффективные формы и методы обучения; сочетание словесных методов обучения с наглядными и практической ориентировкой слепых в пространстве. В основу теоретической модели формирования пространственного образа положен диалектический принцип познания от общего к частному и от частного к общему. Эта модель имеет три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования. Каждый из этапов включает различные уровни психического отражения при формировании пространственного образа. Это сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. Критерием оценки результата каждого этапа по формированию пространственного образа являются следующие характеристики: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифференцированность, яркость. На каждом этапе первоначально образ должен создаваться при опосредовано-чувственном восприятии. Для этого должна использоваться изобразительная наглядность и вербальные средства.

Страницы: 1 2 3


Составление структурно-логической схемы
...

Качественное отличие психики животных от психики и сознания человека
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка инфор ...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru