Другая психология » Особенности восприятия детей с нарушением зрения » Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Страница 1

Не имея навыков ориентирования в пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и средой. Последнее, может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на и физическое состояние таких детей. Они часто теряют интерес к происходящему, самосовершенствованию, становятся безучастными к событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая.

Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной самостоятельности для слепых ребят. Потеря независимости при передвижении - самая большая потеря из всех потерь слепого ребенка в плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении наши ребята начинают чувствовать свой дефект. Несмотря на значимость для слепых детей приобретения ими знаний, умений и навыков ориентировки в пространстве, данный предмет почти во всех до недавнего времени находился в роли пасынка. Многочисленные исследования (Л.И.Солнцева, Е.Б.Островская, В.А.Кручинин, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, не могут овладевать навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом обучении. [4, стр.47]

Сейчас почти во всех крупных городах нашей страны есть специализированные детские сады, учебно-воспитательные комплексы (ясли — сад — начальная школа), где работают специалисты (тифлопедагоги). Именно в такие учреждения направляют детей с нарушенным зрением врачи-офтальмологи.[4, стр.19]

Общий девиз специализированных детсадов — «Лечимся играя». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка.

Параллельно с коррекцией нарушенного зрения с детьми занимаются коррекцией нарушений речи, осязания, развивают движения пальцев и кистей рук, обучают определенным навыкам безопасности.[16, стр.28]

Для формирования пространственных навыков у детей необходимо проводить специальные программы по обучению.

Цель программы - формирование навыков, позволяющих слепым свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке. Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала в каждом классе с учетом индивидуальных особенностей детей. [18, стр. 37] Программа включает содержание теоретических сведений и практических знаний. В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя следующие разделы:

1 раздел "Вводный раздел" (Значение пространственной ориентировки в жизни незрячих, ее роль в социальной реабилитации, обосновываются возможности и условия самостоятельной ориентировки слепых и т.д.)

2 раздел "Ориентировка слепых в зданиях и помещениях" Он в себя включает правила самостоятельного передвижения слепых в зданиях и помещениях, приемы работы с тростью, приемы обследования зданий и помещений, приемы обследования предметов находящихся в помещениях; ориентировку учащихся в зданиях и помещениях, ориентировку в быту, свободную ориентировку в помещениях и т.д.

3 раздел "Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке слепых" - это изучение видов транспорта, ориентировка и работа тростью при посадке в транспорт, при подходе к транспорту, при выходе с транспорта (с учетом времен года), изучение маршрута городского транспорта, особенности ориентировки в метро; изучение маршрутов до дома учащихся, особенности ориентировки слепых на железнодорожных платформах и в поездах и т.п.

Страницы: 1 2 3


Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект: 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: · проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; · помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не я ...

Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...

Понятия стандартизации, надежности, валидности как основные психометрические свойства методик
К основным психометрическим свойствам относят валидность, надежность, репрезентативность и достоверность. НАДЕЖНОСТЬ - одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность - это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факто ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru