Факторы и типы детско-родительских отношений
Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов:
- от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);
- особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и форм его поведения (адекватное – неадекватное отражение ситуации и др.);
- от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;
- от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;
- от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;
- от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;
- от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.
Факторы, влияющие на детско-родительские отношения, позволили определить их по типу: «благоприятные» и «неблагоприятные». Рассмотрим «благоприятный» тип родительских отношений, который в свою очередь можно разделить на три подгруппы:
1. Понимающие. При таких отношениях родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения.
2. Покровительствующие. Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего и считают свою точку зрения правильной.
3. Безразличные. При этих отношениях родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Чаще заботятся о внешних результатах, нежели о причинах и переживаниях, эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо. Родители заняты решением своих проблем. Однако дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.
Теперь рассмотрим «неблагоприятный» тип детско-родительских отношений. Его можно разбить на 5 подгрупп:
1. Подавляющие. Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка. Количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.
2. Тревожные. Родители отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, но неуверенны в правильности своего поведения и порой жестоки к ребенку.
3. Отстраненные. Родительская позиция крайне ригидная, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком; повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанностью к нему.
4. Отвергающие. Родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы. Сферы чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом представление о ребенке достаточно адекватно.
Вывод.
Как мы видим, качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов, и оказывают значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью.
Приложения
Приложение № 1
АНКЕТА
Факультет психологии КГПУ им. Э.К. Циолковского проводит исследование проблем профессионального самоопределения выпускников вузов города Калуги на региональном рынке труда.
Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Опрос проводится анонимно.
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Укажите Ваш:
А) пол _ Б) воз ...
Проблемы отцовства в современной семьи. Проблема определения отцовства
Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкого определения, т.к. данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как «роль», «статус», «чувства», «мотивация», «ценностно ...
Психодиагностическое поле потребителя. Потребности, мотивы и
интересы потребителя услуг
В сфере социально-культурного сервиса и туризма востребована психологическая диагностика клиента. В настоящее время предоставление любых услуг строится на основе парадигмы маркетинг а отношений. Это значит, что специалист по сервису и туризму, предлагая услугу и информируя о ней, планомерно и целенаправленно строит доверительные, взаимо ...