Другая психология » Особенности восприятия детей с нарушением зрения » Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Страница 3

Занятия по созданию опосредовано - чувственного восприятия маршрута проводятся в кабинете. Затем, этот образ дополняется непосредственно-чувственным восприятием. Здесь используются натуральные средства наглядности и технические (трость).

Целью первого этапа является формирование первичного пространственного образа маршрута. Решаются следующие задачи: создание общего представления (образа) о расположении маршрута на местности, определение точки отсчета, создание конфигурации маршрута; создание пространственного образа об относительной длине отрезков, составляющих маршрут.

Целью второго этапа является создание расчлененного пространственного образа. Количество задач второго этапа зависит от сложности этапа. Создается пространственный образ 1-го, 2-го и других участков.

На третьем этапе формируется целостный, адекватный пространственный образ. Здесь идет соединение пространственного образа 1-го участка маршрута со 2-м, далее - с 3-им и т.д.[7, стр.66]

В результате формирующего процесса достигается устойчивость, полнота, адекватность, подвижностъ и яркость пространственного образа. После проведения уроков по данной системе возрастает точность формирования пространственного образа, учащиеся используют рациональные приемы при изучении маршрута (обследуют маршрут в целом наполняют его соответствующими деталями, четко выделяют отличительные признаки маршрута) воспроизводят маршрут в виде геометрических фигур, воспроизводят на приборе и находят точки отсчета, анализируют трудные участки, обобщают, сравнивают, переносят свои знания на незнакомые маршруты. Воспроизведение пространственного образа на рельефно-графической основе говорит о росте пространственного мышления, т.к. оно предполагает рост и развитие образного и теоретического мышления у детей.

Изучение результатов точности формирования пространственного образа у незрячих детей показали, что процесс усвоения программного материала у них различен. Это еще раз подтверждает, что индивидуальные особенности пространственного восприятия имеют устойчивую природу.[8, стр.92]

Таким образом, за основу обучения пространственной ориентации берется программа по пространственной ориентировке и научно-обоснованная модель формирования пространственного образа. Уровень ориентации делится на три ступени:

1-ая ступень: навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации;

2-ая ступень - слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах повседневной необходимости, находить наиболее удобные и доступные ориентиры;

3-я ступень предполагает максимальное использование возможностей слепых /свободная ориентация на любом маршруте, транспорте, в естественной среде/ без участия или при минимальной помощи зрячих.[29, стр.382]

Страницы: 1 2 3 


Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод­вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, пред ...

Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции ...

Процессы памяти
Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред­ставлений памяти, конечно ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru