Другая психология » Стресс в условиях боевых действий » Боевой стресс и его психологические последствия

Боевой стресс и его психологические последствия
Страница 1

Современные боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Существуют различные подходы к пониманию сущности боевого стресса. С нашей точки зрения боевой стресс

представляет собой совокупность субреактивных состояний, Переживаемых военнослужащими в процессе адаптации к неблагоприятным для их жизнедеятельности и угрожающим их жизненно важным ценностям условиям боевой обстановки. Интенсивность переживания военнослужащим боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

силы и длительности воздействия на психику военнослужащего боевых стрессоров;

особенностей реагирования военнослужащего на их воздействие.

Различные боевые стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Первые

обладают повышенным уровнем стрессогенности и включают:

ситуации, угрожающие жизни и физической целостности военнослужащего;

ранения, контузии, увечья и дозы облучения;

гибель близких людей и сослуживцев;

ужасающие картины смерти и человеческих мучений;

случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;

события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.

Ко второй группе относятся стрессоры, присущие как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций:

повышенный уровень перманентной потенциальной угрозы для жизни;

длительное выполнение напряженной деятельности;

длительная депривация основных биологических и социальных потребностей;

резкие и неожиданные изменения условий службы и жизнедеятельности;

тяжелые экологические условия жизнедеятельности;

отсутствие контактов с близкими;

невозможность изменить условия своего существования;

интенсивные и длительные межличностные конфликты;

повышенная ответственность за свои действия;

возможность погибнуть, получить ранения или попасть в плен в бессмысленной, по мнению военнослужащего, войне.

Реакция военнослужащего на воздействие стрессоров боевой обстановки зависит как от их значимостидля конкретного участника боевых действий, так и от особенностей его совладающего поведения

. Значимость воздействия на психику военнослужащего тех или иных боевых стрессоров определяется его индивидуально-психологическими особенностями и личностными свойствами

, психологической и профессиональной готовностью

к ведению боевых действий, характером и уровнем боевой мотивации

, особенностями восприятия

военнослужащим места и роли боевых действий в истории и перспективе его системы жизнедеятельности.

В свою очередь, эффективность совладающего поведения военнослужащего зависит от уровня его активности, направленной на противодействие негативному воздействию стресс-факторов боевой обстановки; характера используемых им способов преодоления дестабилизирующего воздействия боевых стрессоров на психику, поведение и жизнедеятельность в целом; наличия у военнослужащего опыта совладающего поведения в боевой обстановке и его содержания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Пути развития коммуникативной компетентности у специалистов
В современных условиях коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в то же время характеристики, исто ...

Методы психодиагностики и их класификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации. Операционализация – предполагает указания на п ...

Программа работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принцип: · системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; · единст ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru