Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Основные теоретические классификации видов памяти

Основные теоретические классификации видов памяти
Страница 2

Г. Эббингауз сравнивает зрительные образы с фотографическими отпечатками. Однако современные исследования подтверждают тот факт, что зрительные образы не являются точной копией объективной реальности: они обобщены и схематичны. Пылышин считает, что образы хранятся не в виде необработанных сенсорных данных, а как продукт определённого анализа.

Экспериментальные данные, полученные Зотовым, свидетельствуют, что образная система лучше справляется с конкретными объектами, нежели абстрактными. Однако исследования не подтверждают данный факт. Учёный настаивает на том, что для образной системы не имеет значения характер предоставленной информации.

Андерсон, Боуэр, Нейссер и Уайзмен сходятся во мнении, что образное кодирование в чистом виде невозможно. Они связывают его с вербальным, т.к. для лучшего запоминания, по их мнению, недостаточно следов схематичных зрительных образов, и человек всегда обращается к проговариванию запоминаемого объекта.

В центре внимания ученых, изучающих память, находится также вопрос ее индивидуальных особенностей. Так, А.Р. Лурия выделяет количественные и качественные характеристики памяти. Первые включают в себя скорость (число повторений, необходимых для запоминания), точность (процентное соотношение правильно воспроизведенного материала к общему его объему), прочность (сохранение материала и скорость забывания) и объем (количество запоминаемого материала). Вторые определяются ведущей модальностью: зрительной, слуховой, двигательной, т.д. При этом П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие исследователи утверждают, что чистые виды памяти встречаются редко. Наиболее распространёнными сочетаниями являются зрительно - слуховая, двигательно-слуховая и зрительно-двигательная.

Психологическими исследованиями, в свою очередь, изучено влияние на память таких показателей как тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма, осмысленность, понятность, количество материала, обстановка.

Таким образом, проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь зрительной памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.

Вместе с тем менее разработанным остается вопрос об индивидуальных особенностях памяти человека, о ее типах и уровнях. В этом параграфе было рассмотрено понятие памяти, ее сущность, виды памяти, процессы. Вместе с тем исследователями обращается внимание на генезис развития зрительной образной памяти в дошкольный период, о котором речь пойдет в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 


Воображение и его виды
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти. Воображения создаются с помощью следующих приемов: • вычленение из целостного образа каких-либо элеме ...

Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознан ...

Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.[10] ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru