Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Основные теоретические классификации видов памяти

Основные теоретические классификации видов памяти
Страница 2

Г. Эббингауз сравнивает зрительные образы с фотографическими отпечатками. Однако современные исследования подтверждают тот факт, что зрительные образы не являются точной копией объективной реальности: они обобщены и схематичны. Пылышин считает, что образы хранятся не в виде необработанных сенсорных данных, а как продукт определённого анализа.

Экспериментальные данные, полученные Зотовым, свидетельствуют, что образная система лучше справляется с конкретными объектами, нежели абстрактными. Однако исследования не подтверждают данный факт. Учёный настаивает на том, что для образной системы не имеет значения характер предоставленной информации.

Андерсон, Боуэр, Нейссер и Уайзмен сходятся во мнении, что образное кодирование в чистом виде невозможно. Они связывают его с вербальным, т.к. для лучшего запоминания, по их мнению, недостаточно следов схематичных зрительных образов, и человек всегда обращается к проговариванию запоминаемого объекта.

В центре внимания ученых, изучающих память, находится также вопрос ее индивидуальных особенностей. Так, А.Р. Лурия выделяет количественные и качественные характеристики памяти. Первые включают в себя скорость (число повторений, необходимых для запоминания), точность (процентное соотношение правильно воспроизведенного материала к общему его объему), прочность (сохранение материала и скорость забывания) и объем (количество запоминаемого материала). Вторые определяются ведущей модальностью: зрительной, слуховой, двигательной, т.д. При этом П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие исследователи утверждают, что чистые виды памяти встречаются редко. Наиболее распространёнными сочетаниями являются зрительно - слуховая, двигательно-слуховая и зрительно-двигательная.

Психологическими исследованиями, в свою очередь, изучено влияние на память таких показателей как тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма, осмысленность, понятность, количество материала, обстановка.

Таким образом, проблема памяти на современном этапе является одной из наиболее активно разрабатываемых областей наук. Имеется огромное количество психологических направлений и теорий памяти, которые раскрывают физиологические основы, психическую организацию, виды памяти, функции, процессы, связь зрительной памяти с другими психическими процессами, состояниями и личностью. На сегодняшний день определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы, закономерности преобразования. Выделены ряд приемов запоминания и возможности их овладения.

Вместе с тем менее разработанным остается вопрос об индивидуальных особенностях памяти человека, о ее типах и уровнях. В этом параграфе было рассмотрено понятие памяти, ее сущность, виды памяти, процессы. Вместе с тем исследователями обращается внимание на генезис развития зрительной образной памяти в дошкольный период, о котором речь пойдет в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 


Роль и задачи консультантов “ТД”.
“Телефон Доверия” является службой экстренной анонимной психологической помощи населению по телефону. Служба создана с целью снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии людей, включая аутоагрессию и суицид, формирования психологической культуры и укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности насел ...

Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания» и деформацию личности государственного служащего в исполнительном органе государственной власти
В психологии особое внимание уделяется вопросам влияния стрессогенных факторов на работоспособность и надежность профессиональной деятельности человека. Исследователей интересует преимущественно анализ реакции человека на стресс, вызываемых внешними факторами среды. Исследования показали, что под воздействием стресса разной этиологии ух ...

Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство и отцовство как социальные институты
Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является синонимом родительскому отношению, в связи с чем исследователи, обсуждая проблему детско – родительски ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru