Введение
Страница 1

Актуальность. На современном этапе происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, в частности к лицам с нарушениями зрения. Этот процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания.

В рамках этого большое значение придаётся проблеме психологической подготовки детей с нарушениями зрения к школе, в решении которой немаловажную роль играет развитие зрительной образной памяти, так как она обеспечивает длительное хранение информации, что необходимо для прочного усвоения знаний.

Разработанность проблемы. Проблеме изучения зрительно – образной памяти у детей с нарушением зрения посвящено в научной литературе большое количество работ, как в зарубежной, так и в отечественной литературе.

Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер, Д.Б. Бродбент, П. Линдслей и др., которые рассматривали процессы памяти, её виды, индивидуальные особенности. Центральное место при этом уделяется описанию приёмов запоминания, содействующих повышению продуктивности процесса и становления мнемической деятельности.

Среди отечественных ученых, данной проблемой занимались Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, З.М. Истомина и др. учёные.

Учёные выделяют такие виды заучивания как кратковременное, длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное.

Значительный вклад в изучение памяти дошкольников, развивающих в норме, внесли такие учёные как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Эббингауз Г. и др.

На современном этапе учебно-воспитательный и коррекционный процессы ориентированы на конкретную личность ребёнка, что способствует лучшему её развитию. Несмотря на это, не всегда в специалисты дошкольных коррекционных учреждений в практической деятельности опираются на личностно-ориентированный подход, не используют результаты научных исследований, характеризующих особенности возрастного, сенсорного и индивидуального развития структур головного мозга и их роли в психической организации ребёнка. Это противоречие обусловило выбор темы нашего исследования.

Но, несмотря на большое количество научных исследований, наше изучение данной проблемы позволит внести определенную ценность и значимость.

Целью исследования является сравнение эффективности системы работы по развитию зрительной образной памяти у слабовидящих дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений и системы, сочетающей в себе дидактические игры и упражнения с упражнениями, активизирующими мозговые структуры.

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы в психолого педагогических, дефектологических и нейропсихологических исследованиях.

2. Выявить особенности зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

3. Выявить эффективность систем работы, направленных на развитие зрительной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Объектом исследования является зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения.

Предмет исследования – процесс развития зрительной образной памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения под влиянием дидактических игр и упражнений.

Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения возрастает при условии сочетания дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти, с упражнениями, активизирующими и стабилизирующими работу полушарий головного мозга.

Методы исследования: в ходе нашего исследования была использована комплексная методика исследования, включающая в себя: наблюдения, опрос, беседы, тесты, опросники, теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественного и качественного анализа данных.

Среди психологических методов были использованы следующие:

Страницы: 1 2


Предмет психологии.Отличие житейской от научной.
Понятие психология имеет как научный так и житейский смысл. В 1м случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплине, во 2м для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Человек это социальное существо и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими.В практике чело ...

Кинесика
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телод­вижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Так же как речь складывается из слов, пред ...

Активная старость и роль социально-медицинских работников в этом
Ответственной задачей социальных и медицинских служб является подготовка кадров, соответствующих работе со старыми людьми. Имеются в виду также специалисты, для которых воспитательное влияние на пожилых людей является как бы сопутствующим их профессиональной деятельности. В первую очередь это медицинский персонал больниц и поликлиник. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru