Основа педагогической системы
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Но главное в системе Монтессори – не пособия и не методики. Главное – это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.
Главное о "сути" ребёнка Марии Монтессори раскрыла в своей работе, которая называется "Дети - другие". Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.
Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.
Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.
Вопросы к государственному экзамену по специальности «специальная
психология»
БЛОК 1:
Ведущая роль обучения в развитии аномального ребенка.
Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений дефектологии.
Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно долж ...
Научное раскрытие понятия «сетевой маркетинг»
Сетевой маркетинг, его также называют многоуровневый маркетинг или MLM (multi level marketing) – это способ продаж, главное отличие которого от традиционных форм торговли заключается в том, что продукция доносится до потребителей их же сетью методом цепной реакции. В основе этого процесса, как и в случае обычной розничной торговли, нахо ...
Терминологический словарь
Мотив -
внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
Мотива́ция
(от lat. movere) - 1) побуждение к действию;
2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющи ...
