Другая психология » Основы психологии и педагогики » Регуляция и саморегуляция психических состояний

Регуляция и саморегуляция психических состояний

Регуляция психических состояний

осуществляется через лечение (психиатрия), а также с

помощью оказания пси­хологической помощи и поддержки. Психологическая по­мощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществ­ляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивиду­альных и групповых консультаций, а также тренингов.

Методы психологического воздействия.

Метод предъявления моделей — основан на исполь­зовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образ­цов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.

• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптимальных решений. Главным ме­ ханизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логи­ ческих доказательств.

• Тренинг — метод воздействия, направленный на созда­ ние новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.

Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствую­щих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:

умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;

умение предупреждать и снимать стрессовые прояв­ления, излишнее напряжение и волнение;

умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;

умение контролировать темп и тон своей речи, ды­хания, мышечного напряжения и т.п.;

умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дис­котека, кино, художественная литература и т.д.

В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В пла­не психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карне-ги, других психологов, а также специальные методиче­ские рекомендации, разработанные для этих целей.


Практическая и научная педагогика
В педагогике различают две ее составляющих: педагоги­ку как практическую деятельность по воспитанию чело­века, в том числе народную, семейную, социальную, школьную и другие педагогики, и научную педагогику, которая исследует сущность процесса воспитания и раз­рабатывает научные рекомендации для его улучшения. Основные категории научн ...

Содержательные аспекты женских представлений об идеальном отцовстве
Третий этап нашего исследования был посвящен изучению содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве у женщин-матерей. В ходе предпринятого анализа текстов интервью в высказываниях женщин, имеющих детей нами было выделено 9 категорий, 6 из которых были идентичны категориям, выделенными у мужчин: «личностные качества», «обе ...

Восприятие, внимание и память дошкольника
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом[4]. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептив ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru