Другая психология » Основы психологии и педагогики » Общекультурное значение педагогики

Общекультурное значение педагогики

В истории развития общества складывались разные па­радигмы (примеры, образцы, модели) образования и воспи­тания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:

• Знаниевая парадигма — ориентирует образование и воспитание, главным образом, на усвоение знаний.

• Культурологическая парадигма — в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения и общения в различных социальных условиях.

• Технократическая парадигма - связана с преоблада­нием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями.

• Гуманистическая парадигма — высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гумани­стических моральных нормах, предполагающих сопере­живание, соучастие и сотрудничество.

• Педагогоцентристская парадигма — рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу.

• Детоцентристская парадигма (альтернатива педагого-центристской) — ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, на развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Педагогические знания

способствуют практической под­готовке личности к выполнению различных производст­венных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений у нас и за рубежом. Дают представление о приемах воспитатель­ного воздействия на людей при сохранении взаимопони­мания и сотрудничества.

Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовос­питанию. Оно позволяет сознательно и планомерно орга­низовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.


Мотивационно-потребностная сфера личности
Потребность — это состояние объективной нужды человече­ского организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необхо­димое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, не­обходимых для его существования и развития, как раз и выступа­ет источником активности человека. ...

Понятие аномального развития как различных форм дизонтогенеза
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки ра ...

Нарушение коммуникации в семье. Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье.
Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. Немалую роль играет осознанность процесса, наличие коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее воздействие на личнос ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru