Формирование личности » Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии

Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии
Страница 3

Таким образом, кардинально меняются подходы социологов к объяснению понятия общества, индивида в обществе, социальных процессов.

Р.Парк уже размышляет от “экологии человека”, что также сви­детельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы “общество-человек”.

Парк пишет, что в человеческих сообществах действует, как и в сообществах растений и животных, принцип господства. Так назы­ваемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из этих рай­онов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно - конкуренции[34]. www.trgreat.ru

По мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим сообществом образом, однако, несколько сложнее. Изоб­ретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, види­мо, имеют более важное значение для появления циклических измене­ний в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же[35].

В человеческих обществах, в отличие от сообществ животных, конкуренция и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

Человеческое общество повсюду является организацией контро­ля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере раз­вития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, ес­ли не законом, то нравами.[36]

Получается, что прогресс способствовал ужесточению контроль­ных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин дан­ный факт еще не осознается.

Россия переживает социальный, демографический, экологический и духовно-нравственный кризисы. Распадаются вертикальные управлен­ческие связи, экономические и межличностные отношения. Падает уро­вень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые духовно-нравственные основы социального бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

Социальная сфера характеризуется кризисом систем образова­ния, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи.

Из всех дефектов социализации наиболее социально опасны име­ющие место дефекты социализации в семье.

Уникальность сегодняшней ситуации в России состоит в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это ус­ложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее соци­альный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению за­частую нечем “поделиться”, более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отно­шения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами про­тивоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовате ...

Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте. Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
Предполагается, что с возрастом расширяется объем этих знаний (о себе, о близких, о местности, где он живет, о пространстве и времени, об окружающей природной среде и т. д.) и их глубина. Существует несколько вариантов методики с вопросами для детей, поступающих в школу, для учащихся 1,2,3 классов. Для ответа на каждый вопрос дается 30 ...

Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru