Формирование личности » Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии

Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии
Страница 2

На этапе детства число агентов социализации постоянно растет. существенно меняется программа и содержание их деятельности в сто­рону усложнения.

На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приоб­ретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть парал­лельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личнос­ти, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обсто­ятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономи­ческая. социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

Главное на данной стадии социализации - приобретение и осво­ение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тог­да может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потреб­ность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее вре­мя Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у ин­дивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устрой­ства.

Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

Социализация личности происходит в основном на базе группово­го опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего об­щества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.

Социальная жизнь сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нор­мальное ее течение, но и отклонения от него. особенно если мы рас­сматриваем особенности жизнедеятельности индивида в “кризисном” об­ществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Исследователи выде­ляют две главные мысли: “социальная дезорганизация” обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в соци­ологии.[31]

Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В процессе эволюции общества соответственно меняются представления как о самом обществе, так и положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка о позитив­ном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анали­зом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана[32]. Он отмечает, что появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве (“политэкономического”) понятия общества, которое было в ходу с конца ХУШ века. Начало этому было положено спором между сторонни­ками идей о преимущественно материальной (экономической) и преиму­щественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновремен­но положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное. Такие понятия как “социализация” и “роль”, указывают на потребность в теоре­тическом опосредовании “индивида” и “общества”. Различие “индивида” и “общества” оказывается, наряду с историческим различием, основа­нием для (построения) теорий[33].

Страницы: 1 2 3 4 5


Воображение, мышление и речь дошкольников
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и ...

«Я, каким кажусь себе»?
В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а друго ...

Метод наблюдения
Можно составить карту наблюдений, в которую заносить результаты. Критерии приведены ниже. ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. 1. Ребёнок, которому трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственнен. 2. Часто задевает и роняет различные предметы, толкает све ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru