Формирование и развитие
личности - проблема современной психологии и социологииСтраница 4
В российском обществе в настоящее время фактически отсутствует общественно одобряемая модель социального поведения. Этому положению в немалой степени способствовали как слабости современной социологической теории вообще[37], так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчеркиваем его значение.
В преобладающем ныне в общей социологии типе теоретизирования совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: “Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменяется именно таким образом?” Объяснить нечто - значит дать правдоподобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой существовала по крайней мере еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто[38].
Рассматривая проблему преобразований в России и кризис социализации, можно задаться вопросом; “Почему “сверху” начались именно рыночные преобразования?”, “Кому выгодна нестабильность в социальной сфере?” и т.д.
Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности.
1. Можно считать, что происходящие перемены окажут весьма травмирующее воздействие на ценностный мир всего нынешнего и последующего поколений.
2. Наиболее существенным будет урон. нанесенный ценностному миру той молодежи, которая характеризуется ослабленными связями с семьей, довольно значительными задержками социального развития, малой успешностью в системе образования.
3. Наличие проблемы идентификации и социально-культурной интеграции молодых людей.
4. Следует ожидать усиление воздействия на ценностные структуры молодежи национального фактора.
5. В случае дальнейшего неблагоприятного развития экономики страны возможно “слияние” экономического, политического и националистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и антикавказской направленностью.
6. Значительное воздействие на ценностные структуры оказывает экономический фактор: чем ниже уровень материального обеспечения, тем выше требования “крепкой руки”, и, наоборот, с его повышением - выше ценность свободы.
Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.
До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.
Итак, формирование и развитие личности – очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).
История учений о характере
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения челов ...
Специфические закономерности аномального развития при психических и физических
нарушениях
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.
Абнормальность
«Определение абнормальности часто ...
Терминологический словарь
1. Мотив
— внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
2. Мотива́ция
(от lat. movere) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, опреде ...