Предмет психологии.Отличие житейской от научной.
Понятие психология имеет как научный так и житейский смысл. В 1м случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплине, во 2м для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
Человек это социальное существо и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими.В практике человек постигает многие психологические законы. Т.О. каждый человек своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
Однако житейские психологические знания отличаются от научных.
Житейские |
научные |
Знания конкретны (привязаны к конкретным ситуациям, людям) |
обобщены |
Интуитивный характер знаний (случайный опыт и его субъективный анализ на бессозн уровне) |
Знания рациональны и осознаны (получены на эксперементе) |
Передача знаний затруднена («вечная проблема отцов и детей») |
Знания накапливаются и передаются |
Источник знаний - наблюдение |
Эксперемент |
Знания ограничены |
Постоянно расширяются (разнообразие и уникальность факт материала) |
Психология это наука о психике и псих явлениях
Предметом изучения психологии является изучение псих явлений:
Психические процессы-первичные регуляторы поведения человека |
Псих состояния- влияют на результат псих процессов и могут способствовать или тормозить деят. |
Псих свойства- обеспечивают количественный и качественный уровень деят и поведения человека ,определяют неповторимость человека |
Познавательные: Ощущения Восприятие Представление Память Воображение Мышление Речь внимание |
Подъем Страх Угнетенность Бодрость И др. |
Направленность Темперамент Способности Характер |
Эмоциональные: Возбуждение Радость Злость И др. | ||
Волевые: Принятие решений Борьба мотивов И др. |
Явления изучаемые психологией связаны не только с конкретным человеком но и с группами.
Т,О, предметом изучения психологии является психика и псих явления одного человека, а так же и целых групп.
Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Одной из важнейших составляющих психолого-педагогической диагностики в школе является диагностика умственного развития учащихся. В связи с большой практической значимостью данной проблемы ей посвящены работы многих зарубежных и советских психологов. Различие в подходах к ее разработке связано с разнообразием используемых теоретических п ...
Цели и задачи специальной психологии, методы и принципы
Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психо ...