Основные методы психологии.Страница 3
Особенности видов создания исследовательских групп:
1. Экспериментальная (где реализуется экспериментальная задача, проверяется гипотеза о влиянии переменных).
2. Контрольная (объект сравнения, не используется независимая переменная, должен быть учтен принцип уравнивания, составы групп должны быть уравнены).
Метод тестирования - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты, имеющие определенную шкалу значений).
Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.
3 этапа тестирования:
1. выбор текста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста).
2. Его проведение (определяется инструкцией к тесту).
3. Интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).
Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психический функций.
Виды теста:
1. тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых).
2. Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает; испытуемому предлагается серия спецзаданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества). 1 и 2 применимы к людям разного возраста, разных культур, разного уровня образования, профессий, неодинакового жизненного опыта (достоинство).
Недостаток - при использовании тестов испытуемый пожеланию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.
Кроме того 1 и 2 не применимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их у себя (многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения). 3. В этом случае применяется третий тип - проективные (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям; предназначен для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение).
Применяя тесты подобного рода в психологии, испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуацию, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости.
Такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.
Метод опроса Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Виды:
1. устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы; позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специальной подготовки обучения и больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса).
2. Письменный (позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Недостаток: применяя анкеты, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их).
3. Свободный (разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками; позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы).
4. Стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничен достаточно узкими рамками; более ограничен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос).
Особенности общения с жителями Китая
В процессе общения с жителями Китая и других стран с преобладанием китайского населения (Тайвань, Сингапур, Гонконг и др.) надо иметь в виду, что партнёры из этой страны очень внимательны к своим собеседникам. Специфика общения с китайцами основана на народных традициях и заключается в гостеприимстве, стремлении склонить партнёра к прин ...
Сексуальное возбуждение
Что может в сексе любая женщина и не может ни один мужчина? Уступить своему партнеру, не имея при этом сексуального желания. Иными словами, просто отдаться.
Женщина может сымитировать сексуальное желание, но мужчина - нет. Потому что сексуальное желание автоматически ведет к сексуальному возбуждению (об исключениях, которые сексологи н ...
Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообраз ...