Другая психология » Вопросы психологии » Основные методы психологии.

Основные методы психологии.
Страница 3

Особенности видов создания исследовательских групп:

1. Экспериментальная (где реализуется экспериментальная задача, проверяется гипотеза о влиянии переменных).

2. Контрольная (объект сравнения, не используется независимая переменная, должен быть учтен принцип уравнивания, составы групп должны быть уравнены).

Метод тестирования - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты, имеющие определенную шкалу значений).

Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

3 этапа тестирования:

1. выбор текста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста).

2. Его проведение (определяется инструкцией к тесту).

3. Интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психический функций.

Виды теста:

1. тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых).

2. Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает; испытуемому предлагается серия спецзаданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества). 1 и 2 применимы к людям разного возраста, разных культур, разного уровня образования, профессий, неодинакового жизненного опыта (достоинство).

Недостаток - при использовании тестов испытуемый пожеланию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Кроме того 1 и 2 не применимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их у себя (многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения). 3. В этом случае применяется третий тип - проективные (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям; предназначен для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение).

Применяя тесты подобного рода в психологии, испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуацию, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости.

Такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.

Метод опроса Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды:

1. устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы; позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специальной подготовки обучения и больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса).

2. Письменный (позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Недостаток: применяя анкеты, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их).

3. Свободный (разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками; позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы).

4. Стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничен достаточно узкими рамками; более ограничен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос).

Страницы: 1 2 3 4


Процесс мышления
Мышление — (,зто психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Виды мышления: ...

Научно-методическая основа организации деятельности специального психолога и оказания психологической помощи детям
Основная цель школьной психологической службы - способствовать психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества, б) возможности активного вмешательства психолога, направленного на обеспече ...

Подходы к изучению девиантного поведения
Чем же объясняется девиантное поведение? Подходов к его объяснению существует несколько. Биологическое объяснение В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru