Другая психология » Вопросы психологии » Основные методы психологии.

Основные методы психологии.
Страница 3

Особенности видов создания исследовательских групп:

1. Экспериментальная (где реализуется экспериментальная задача, проверяется гипотеза о влиянии переменных).

2. Контрольная (объект сравнения, не используется независимая переменная, должен быть учтен принцип уравнивания, составы групп должны быть уравнены).

Метод тестирования - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты, имеющие определенную шкалу значений).

Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

3 этапа тестирования:

1. выбор текста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста).

2. Его проведение (определяется инструкцией к тесту).

3. Интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психический функций.

Виды теста:

1. тест-опросник (основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых).

2. Тест-задание (предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает; испытуемому предлагается серия спецзаданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества). 1 и 2 применимы к людям разного возраста, разных культур, разного уровня образования, профессий, неодинакового жизненного опыта (достоинство).

Недостаток - при использовании тестов испытуемый пожеланию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение.

Кроме того 1 и 2 не применимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их у себя (многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения). 3. В этом случае применяется третий тип - проективные (в основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям; предназначен для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение).

Применяя тесты подобного рода в психологии, испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуацию, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости.

Такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.

Метод опроса Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды:

1. устный (применяется, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы; позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специальной подготовки обучения и больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса).

2. Письменный (позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Недостаток: применяя анкеты, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их).

3. Свободный (разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками; позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы).

4. Стандартизированный (вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничен достаточно узкими рамками; более ограничен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос).

Страницы: 1 2 3 4


определение типа акцентуации характера подростка с использованием методики «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко
Исследование проводилось 25.09.2010. Испытуемой выступила 17-летняя ученица 11 класса. Ей было предъявлено 25 групп утверждений, среди которых предложено выбрать несколько (до 3), наиболее подходящих по характеру (первое исследование) несколько наиболее неподходящих (второе исследование). Результаты первого исследования: 1. Самочувств ...

Психологический эксперимент и его виды
По формальным основаниям выделяется несколько типов экспериментального исследования. Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных. Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда ...

Социальная ориентация современных подростков и юношей
Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д. В структуре мироощущения современны ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru