Другая психология » Вопросы психологии » Основные методы психологии.

Основные методы психологии.
Страница 2

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) применяется, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде. в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. www.getbanks.ru

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении (чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдать за собой.

Другой вариант включенного наблюдения: исследуя общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. Каждый из видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.

Внутренне наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Здесь лучше использовать стандартизированное наблюдение. Включенное наблюдение полезно, если психолог может дать правильную оценку явлению, лишь почувствовав его на самом себе. Но если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Эксперимент - один из основных методов психологического исследования. Особенности:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

2. Экспериментатор может изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3. Возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных);

4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий, чтобы проводить математическую обработку полученных данных.

Переменный бывают: независимыми (условия, в которые поставлен испытуемый) и зависимые (то, что проявляется в деятельности испытуемого в результате действия независимой переменной).

Виды эксперимента:

1. Лабораторный (возникает в специальных условиях, используется специальная литература, доступны весьма сложные психический проявления. Лаб. экс-т предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемые свойства можно лучше всего изучить. Результаты Л.Э. выигрывают в точности, но уступают в степени естественности - в соответствии жизни).

2. Естественный (впервые предложен Лазурским в 1910 году. Проводится в естественных условиях жизнедеятельности, может осуществляться на уроке, но испытуемые не знают об эксперименте, урок организуется специальным образом. Исследователь выдвигает гипотезу о влиянии независимой переменной на зависимую. Данные, получаемые в Е.Э. лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможностей строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемые свойства).

3. Формирующий (преобразующий, созидательный, обучающий, воспитывающий и т.д. Применяется в возрастной педагогической психологии. Это метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого; позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерность, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса).

Страницы: 1 2 3 4


Система специальных учреждений для аномальных детей
Специальные образовательные учреждения могут функционировать для лиц: 
1) с нарушениями речи - тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи; 
2) с нарушением слуха - неслышащих, слабослышащих и позднооглохших; 
3) с нарушениями зрения - незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и а ...

Рекомендации
Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены н ...

Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы
Задачи программы: 1. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста. 2. Повышение квалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста Представленная коррекционная программа была направлена, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru