Другая психология » Вопросы психологии » Человек как личность .соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Человек как личность .соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
Страница 1

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «че­ловек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформиро­вались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком об­щественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную дея­тельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человече­ства. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как про­цесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой сто­роны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невоз­можно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «инди­вид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рожда­емся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком обществен­ных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность — не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем.

Страницы: 1 2


Надежность
· Винникотт (1954) описывая сеттинг: "В фиксированное время каждый день . аналитик находится в распоряжении своего пациента. Он здесь в условленное время, ему можно доверять. Он живой, он дышит, В установленное время аналитик займет свое место, и будет заботиться о своих пациентах. Аналитик выражает любовь своей положительной забо ...

Сущность профессиографии
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиог ...

Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru