Анализ структуры конфликта » Предмет и объект конфликта

Предмет и объект конфликта
Страница 1

Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна и не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.

Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разной:

· конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками (конфликт не наступает до осознания),

· конфликтная ситуация объективно существует, но осознается участниками с теми или иными отклонениями (частично понятый конфликт),

· конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложный конфликт),

· конфликтная ситуация объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.

Мотивы конфликтующих сторон – это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.

Интересы конфликтантов – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной ее направленностью на какой либо объект.

Объектом конфликта называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

Существует 3 типа объектов конфликта:

· объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;

· объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;

· объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

Выделяют следующие различия между объектом и предметом конфликта[4]:

· В общем смысле объект конфликта это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

Страницы: 1 2


Психодиагностическая процедура, психодиагностические средства и их использование в работе психолога
Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные о ...

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Как говорилось выше, мы разделили испытуемых на две выборки, нас интересует выборка 1, то есть та, в которую вошли представители маркетинговых сетей. Ниже будут описаны результаты, полученные именно в этой выборке. Таблица1 1111 Первой использованной методикой была «Методика диагностики социально-психологически ...

Вывод
Рассказывая подростку о любви, необходимо привлекать не только популярную медицинскую литературу, но и классические произведения отечественных и зарубежных писателей, в которых откровенно, но одухотворенно и чисто сказано о самом интимном. Например, пушкинское "Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем ." или "Зимняя ночь&qu ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru