Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:
• Функция воспроизводства — направлена на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей.
• Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.
На практике эти функции всегда взаимосвязаны:
• Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия.
• Образование — это средство социалиализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны.
• Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и самоутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образование обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.
• Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.
Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.
Общественная ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов.
Личностная ценность образования состоит в индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.
Результаты исследования по авторской проективной
методике "Подарок"
Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности.
Диаграмма 2.7.3.
Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского.
Диаграмма 2.7.4.
Распределение результатов по проективной методике &quo ...
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофизической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психических процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет человеку в короткое время хорошо отд ...
Опросник аффилиации
Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда ...