Другая психология » Психодиагностическая работа с младшими школьниками » Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе

Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. www.keepbanks.ru

Психологическая диагностика – одно из наиболее разработанных направлений деятельности психолога начальной школы. Сегодня диагностика преследует решение следующих задач:

-составление социально-психологического портрета школьника;

-определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

-выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

-комплексное или фронтальное

-углубленное

-оперативное

Комплексное психолого-педагогическое обследование представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Примером такого обследования могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога.

Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах

Выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

0сновные направления психодиагностической работы включают в себя изучение

-личности ребенка

-познавательных психических процессов

-эмоционально-волевых особенностей

-межличностных отношений в классном и школьном коллективах.

При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В психодиагностике младших школьников имеются некоторые особенности. Известно, что к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям практически уже доступны тесты, предназначенные для взрослых, другим – только методики, рассчитанные на детей 4-6 лет. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Многие дети, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на пределе ребенка – дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный тест, но малоинтересный для него, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то ребенок может не справиться с заданием в силу недостаточного уровня личностно-психологического развития. И эти же тестовые задания будут выполнены успешнее, если они будут предложены в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме. Эти обстоятельства нужно учитывать в практической психодиагностике первоклассников и второклассников. Детям третьих и четвертых классов вполне подходят тесты для взрослых, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Следует иметь в виду. Что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше.


Психогенетические исследования темперамента
К темпераменту традиционно относят формально - динамические быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на не ...

Методика диагностики межличностных отношений по Т. Лири
Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межл ...

Приложения
Приложение №1 Набор игровых материалов используемый в эксперименте Материалы для сюжетно-ролевой игры Тип материала Наименование Количество на группу Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные Куклы средние (25-35 см.) 5 разные Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) 8 ра ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru