Другая психология » Основы психологии и педагогики » Внимание, его виды и свойства

Внимание, его виды и свойства

Внимание

— это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:

• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

• Произвольное внимание — возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

• Объем внимания — количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Все психические познавательные процессы

(ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима­ние) в своей совокупности представляют психическое яв­ление, которое называют интеллектом.

Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно­стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).

Максимальное значение I Q — 200 баллов, минималь­но—О баллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъностъ — легкая степень слабоумия. Дебилы способ­ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про­цессами, их социальное приспособление ограничено.

Имбецилъность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.

Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.


Количество опрошенных учащихся
% соотношение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + + + 70 2 + + + + + + 60 3 + + + + + + + + 80 4 + + + + + + 60 5 + + + + + 50 6 ...

Тематика бесед с родителями
1. Внимание и его роль в учебной деятельности. 2. Возрастные особенности внимания дошкольников. 3. Можно ли управлять вниманием дошкольника? 4. Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе с дошкольниками. 5. Нарушение внимания в детском возрасте. 6. Психолого-педагогическая помощь дет ...

Особенности психодиагностики мышления младших школьников
Одной из важнейших составляющих психолого-педагогической диагностики в школе является диагностика умственного развития учащихся. В связи с большой практической значимостью данной проблемы ей посвящены работы многих зарубежных и советских психологов. Различие в подходах к ее разработке связано с разнообразием используемых теоретических п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru