Внимание, его виды и свойства
Внимание
— это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.
• Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:
• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.
• Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
Все психические познавательные процессы
(ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внимание) в своей совокупности представляют психическое явление, которое называют интеллектом.
Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине).
Максимальное значение I Q — 200 баллов, минимально—О баллов. От 84 до 116 баллов — средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты).
Дебилъностъ — легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, их социальное приспособление ограничено.
Имбецилъность — средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
Идиотия — самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре.
Эмоции и чувства
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эм ...
Психологическая характеристика личности старшего дошкольника
В дошкольном возрасте выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно ра ...
Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позицией школьника. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейш ...
