Сознание как высший уровень психического отражения действительности
Сознание (англ.consciousness) - предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Сознание – это способность человека знать о собственном существовании, о своей реальности. С практической точки зрения сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно представляющих перед субъектом в его внутреннем мире. У более развитых животных (собаки, дельфины, обезьяны) так же происходит психическая деятельность по формированию психических образов, но она явно отличается от психической деятельности человека. У человека наблюдаются специфические механизмы протекания процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, Именно эти механизмы обуславливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Сознание характеризуется, во-первых, активностью, она проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности). Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Способность создавать орудие для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. В-третьих, коллективный характер труда влечет за собой развитие мышления и обуславливает формирование законов существования и развития человеческого сообщества. Таким образом, сознание является высшим уровнем психического отражения действительности.
Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего
дошкольника
Особенности эмоционального отношения ребенка к семье
По результатам диагностики проективных методик «Рисунок семьи» и «два дома» было оценено эмоциональное отношение ребенка к семье.
Рис. 3. Процентное выражение типов эмоционального отношения детей к родителям
Эмоциональное благополучие в отношении к родителям преобладает у 43,1% д ...
Психологическое обеспечение боевой деятельности
Место психологического обеспечения в общем обеспечении боевой деятельности, его этапы. Содержание индивидуальной и коллективной психологической готовности и устойчивости.
Характеристики решаемых задач и применяемых методов на различных этапах психологического обеспечения боевых действий.
В выполнении задач поставленных перед военнослу ...
Паравербальная коммуникация
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении и ...