Сеттинг

Любые отношения между человеческими особями имеют мотивацию и цель, которые связаны с удовлетворением специфических нужд. Отношения продолжаются до тех пор, пока их программа и цель разделяются обоими партнерами по отношениям. Когда, либо цель достигнута, либо становится понятно, что она недостижима, отношения обычно стремятся к завершению. Разделение партнеров - это сложный механизм, но обычно его можно проработать и преодолеть.

Интересно заметить, что любые отношения неизбежно определяют свои собственные правила, совершенно необходимые группе или паре для достижения заранее поставленных целей, которые предопределили эти отношения. Эти правила большей частью являются наиболее подходящими для достижения поставленной цели и для того, чтобы избежать колебаний отношений в направлении к целям, далеких от основной общей программы.

Групповая культура дает - наборы правил – которые в действительности можно назвать сеттингами, - которые достаточно просты и разнообразны, поскольку они управляют различными видами отношений (между друзьями, партнерами, родителями и детьми, преподавателями и студентами, священником и верующими, врачом и пациентом, и между психоаналитиком и пациентом). Такие отношения, как и любые другие, имеют особенные точные правила, которые следуют из их цели.

Принимая во внимание общую программу, характеризующую человеческие отношения, можно условно разделить их на два типа: отношения с планируемым концом и отношения, предусматривающие бесконечную продолжительность. Предусмотренная продолжительность программы обычно зависит от того, какова потребность, на которой базируются отношения.

Типичными отношениями с запланированным концом являются отношения между родителями и детьми, потому что их цель - сделать первых ненужными, а вторых - автономными. Другие отношения строятся на программах, запланированных продолжаться вечно (отношения между мужем и женой, или в разного рода группах). Следовательно, нужно различать отношения, имеющие конец, которые можно назвать, используя метафору из отношений в строительном ремесле, "строительство или ремонт" (рост, выздоровление), и потенциально бесконечные отношения "постоянного обслуживания" (непрерывная адаптация к событиям жизни).

Продолжительность аналитического лечения не программируется заранее, но два члена аналитических отношений с самого начала знают, что они не вечны. Через несколько лет они подойдут к концу. Следовательно, аналитические отношения являются типичными ограниченными по времени отношениями, и правила сеттинга структурируются согласно этой цели. Они могут превратиться в бесконечный анализ, и в этом случае аналитическая пара отклоняется от своего первоначального плана.

Давайте рассмотрим пример того, как отступление от правил сеттинга может превратить отношения из ограниченных по времени в неограниченные. Сексуальная связь между аналитиком и пациентом - как если бы это был случай с одним из родителей и ребенком – превращает отношения в бесконечные, и организация процесса сепарации между членами такой диады становится очень трудной, если не вовсе невозможной.

С этой точки зрения можно рассматривать табу инцеста, порождающее эдипов сценарий, как основное правило сеттинга для семейных групп. В самом деле это позволяет достигнуть следующей цепи: психическое развитие детей и процесс их сепарации-индивидуации.

Стоит оставить эти рассуждения, и перейти на те уровни, с которыми часто приходится иметь дело.


Психические состояния. Классификация психических состояний
Психическое состояние — это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди­намичности психические состояния занимают промежу­точное место между психическими процессами и психи­ческими свойствами. Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес­с ...

Методы изучения и развития мотивации старшеклассников
Общий путь изучения учителем мотивации учения школьников может состоять в следующем. Анализ состояния учебной деятельности школьников включает: оценку учителем объективного состояния учебной деятельности и ее компонентов, анализ успеваемости школьников, их поведения, посещаемости; учет учителем субъективной оценки учениками своего уч ...

Методы исследования отцовства в психологической практике. Экспериментальное исследование структуры отцовства
Исследование структуры феномена отцовства проводилось в соответствии с разработанной нами в процессе теоретического анализа феномена моделью структуры отцовства и выдвинутой гипотезой. Исследование проходило в городе Кызыле, с ноября 2002 г. по март 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две группы по признаку ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru