Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой
теорииСтраница 3
1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
2. Проверьте, связаны ли логическим переходом эти слова-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.
3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).
4. Составьте с ним рассказ и воспроизведите слова на другом листке.
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).
6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-60 страниц текста процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.
Так как продуктивному развитию памяти младших школьников на языковой теории способствует проведение анализа звучащей речи, работа со схемами и таблицами, то мы поощряли младших школьников в процессе чтения отрывка рассматривать и вспоминать книги, иллюстрации из которых читается отрывок. В ходе данной работы ребята уже не только охотно слушают, но и переживают, и запоминают услышанное.
На каждом занятии мы использовали тренировочные «зарядки» с одним или двумя предложениями.
Для этого проводилась следующая работа над предложениями:
Предложение, записанное на доске, прочитывается вслух учителем, для осознания смысла детьми.
Обучающиеся читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.
Читают предложение по слогам про себя.
Просматривают его, чтобы глаза запомнили.
Закрывают глаза и мысленно крупно “пишут” каждое слово.
Запись предложения в тетрадь.
Проверка от последнего слова к первому.
Таким образом, на формирующем этапе эксперимента мы провели работу по развитию памяти в процессе изучения языковой теории. В приложении 3 представлены разработки серии занятий данного этапа эксперимента.
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование испытуемых. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня развития памяти испытуемых. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике приведены в таблице 2. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития памяти испытуемых.
Таблица 2
Показатели уровня развития памяти на контрольном этапе эксперимента
Уровень развития памяти |
Количество наблюдений |
% |
Низкий |
0 |
0 |
Средний |
7 |
70 |
Высокий |
3 |
30 |
Для наглядности показатели уровня развития памяти на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис.1 Уровень развития памяти на контрольном этапе
Оценка динамики изменения уровня развития памяти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 3.
Таблица 3
Показатели уровня развития памяти на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень развития памяти |
Констатирующий этап (%) |
Контрольный этап (%) |
Низкий |
30 |
0 |
Средний |
57 |
70 |
Высокий |
13 |
30 |
Понятие материнской любви
Любовь матери к ребёнку – одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет – ребёнок, его благополучие) (Вилюанс В.К.,1976)
У каждого человека эмоции и чувства проявляются по – разному. Это можно сказать и о чувстве материнской ...
Основные функции психики
Определить функции психики можно в одной сфере, это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегр ...
Коррекционная работа при СДВГ
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, постро ...