Введение
Страница 1

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти.

Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский).

Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко рассматривали память как процесс, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка.

Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина, которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории.

В настоящее время существует много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. Многие теории и в настоящее время остаются на уровне гипотез.

Младший школьный возраст – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, в том числе США, Япония, Англия, Канада, Германия, Венесуэла, вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения уровня развития памяти в процессе изучения языковой теории.

Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие.

Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования

.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие

между необходимостью развития памяти младших школьников и малым количеством разработок по развития памяти детей младшего школьного возраста в процессе изучения языковой теории.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования

: выявить условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования

: «Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории».

Объект исследования

: процесс развития памяти младших школьников.

Предмет исследования

: условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

Цель исследования

: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу:

предполагается, что развитие памяти младших школьников будет проходить более успешно, если в процессе изучения языковой теории будут созданы следующие условия: использование наглядности; обучение рациональным приемам осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания; формирование у младших школьников опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи

:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить особенности развития памяти младших школьников.

3. Выявить условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

4. Экспериментальным путем проверить эффективность условий развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

Теоретико-методологическая основа исследования

: концепция развития памяти П.П. Блонского; деятельностная теория памяти Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования

: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Страницы: 1 2


Тревожные сигналы
Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование. Прежде ...

Характеристика выборки
Эксперимент по исследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые - дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детей младшего дошкольного возраста). ...

Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия
Психические состояния каждого человека индивидуальны. Однако, всегда можно выделить положительные и отри­цательные психические состояния разных людей. Приме­ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных — трево­га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п. Депривация — это сост ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru