Другая психология » Проблема отцовства в современной тувинской семьи » Проблема отцовства в современной тувинской семьи

Проблема отцовства в современной тувинской семьи
Страница 1

Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке специалистов в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Еще 3. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Дж. Боулби и другие). Однако, на наш взгляд, именно изучение диады «отец — ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные

В связи со значительными изменениями в системе тендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой тендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации тендерных ролей.

Для нашего города данная проблема является особенно актуальной в силу исторических причин, включая особенности влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовство в частности. Мы посвятили нашу работу исследованию влияния феномена отцовства на развитие личности как ребенка, так и самого отца.

Существуют два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, — ребенок или родитель: первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка, во втором — рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуются самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся с появлением ребенка.

Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнанно. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.

Позднее отец помогает развитию ребенка в игре. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только для мальчиков. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках[4].

Кроме того, установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем (3. Фрейд), 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

Страницы: 1 2 3


Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей
Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, на основе чего создается оптимальная последовательность включения тех или иных специальных воздействий. А.В. Семенов ...

Психологические операции в современной войне
История свидетельствует о том, что попытки оказать психологическое воздействие на противника в целях его дезинформации, запугивания, деморализации предпринимались еще в глубокой древности государственными и военными деятелями Шумера, Вавилона, Египта, Китая, Древней Греции и Рима. В трудах Геродота, Ксенофонта, Плутарха, Юлия Цезаря опи ...

Образование как средство разрешения глобальных проблем
Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствую­щих задач их разрешения можно разделить на три группы: • Интерсоциальные проблемы - сдерживание распростра­нения ядерных вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru