РекомендацииСтраница 1
Как уже говорилось раннее исследование межличностных отношений важно в разных организациях, на разных этапах развития личности. Но особенно важна проблема построения отношений в компаниях, на предприятиях, в экономических организациях.
Нам, как будущим менеджерам, очень важно знать и уметь регулировать те отношения, которые строятся и уже существуют в коллективе. Ведь сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, менеджеры, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально-психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Ведь чем лучше взаимоотношения в коллективе, тем лучшего качества будет работа, выпускаемая продукция, предоставляемые работы и услуги.
Проведя исследование малой группы в виде студентов, можно провести аналогию и дать предположение как же будут строиться взаимоотношения в рабочем коллективе, если предположить, что в таком же составе будет и рабочий коллектив.
Во-первых, для начала рассмотрим стадии развития группы (коллектива). Первая стадия - это сближение членов группы. На данной стадии члены группы мало знакомы, стремятся преподнести себя в наилучшем свете и т.д. Вторая стадия - это близость, когда формируется чувство целостности, чувство "Мы".
Во-вторых, рассмотрим данные стадии на примере исследуемой группы. На первом курсе существовала первая стадия в группе студентов, дальше (на третьем и втором) существовала вторая стадия. При формировании группы как раз очень важным является существования лидера, который может сплотить группу для продуктивной работы, т.е. учебы. Важно уметь распределять работу между ее членами, чтобы каждый знал как и что ему делать (в данном случае имеется в виду подготовка к семинарским занятиям, к контрольным, когда каждому студенту выделяются несколько вопросов, которые он должен рассмотреть и подготовить).
Теперь, рассмотрев стадии на примере группы, можно провести аналогию с рабочим коллективом. Ведь между данными малыми группами существуют сходства: небольшое количество человек, наличие формального (в некоторых случаях еще и неформального) лидера, объем работы, постоянное взаимодействие членов группы между собой.
Можно дать прогноз развития данной группы. Так как в группе существует адаптивное поведение ее членов, то группа еще долгое время не распадется, ведь все ее члены стремятся учитывать мнения других. Хотя, как и в любой группе возникают конфликтные ситуации, они быстро находят свое решение. Если предположить, что это трудовой коллектив, то можно отметить следующие тенденции, которые будут существовать в коллективе:
Приложения
Приложение №1
Набор игровых материалов используемый в эксперименте
Материалы для сюжетно-ролевой игры
Тип материала
Наименование
Количество на группу
Игрушки-персонажи
Куклы крупные (35-50 см.)
5 разные
Куклы средние (25-35 см.)
5 разные
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)
8 ра ...
Методика исследования.
Общая характеристика испытуемых. Настоящее психологическое исследование проведено в период 01.10.2003г. по 01.04.2004гг. на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра.
В соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач было проведено комплексное клинико-психол ...
Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне.
Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...