Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследованияСтраница 1
Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков.
Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап.
На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:
Шкала ситуативной тревожности.
Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности.
В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая – личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1.
2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.
Опросник позволяет выявить уровень самооценки.
Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».
Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2.
На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.
На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно – развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.
Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.
Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия – один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.
Тематический план занятий
Занятие 1
Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями тренинга.
2. Выработка правил поведения на занятиях.
3. Упражнение «Молчалка-говорилка».
4. Упражнение «Установление дистанции».
5. Упражнение «Дружеская рука».
6. Рефлексия.
Занятие 2
Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Узкий мост».
Упражнение «Дотронься до…».
Упражнение «Датский бокс».
Рефлексия.
Занятие 3
Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
Ход занятий:
Упражнение «Говорю, что вижу».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Взглянем вместе».
Упражнение «Великий мастер».
Упражнение «Маяк».
Рефлексия.
Занятие 4
Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.
Ход занятия:
Упражнение «Пустое место».
Упражнение «Какой я?».
Упражнение «Банка секретов».
Упражнение «Друг для друга».
Упражнение «Бумажные мячики».
Рефлексия.
Занятие 5
Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Ход занятия:
Упражнение «Подари улыбку».
Упражнение «Диалектика».
Упражнение «Волшебное зеркало».
Упражнение «Мои сильные стороны».
Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь».
Упражнение «Храм тишины»
Рефлексия.
Занятие 6
Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.
Ход занятия:
Упражнение «Спутанные цепочки».
Заключение по результатам психологического обследования детей с
отклонениями в развитии
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных - итоговое.
Итоговое психологическое заключение является ...
Терминологический словарь
1. Мотив
— внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
2. Мотива́ция
(от lat. movere) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, опреде ...
Анкетирование показало следующие результаты.
Испытуемый № 1
1) По результатам теста Д. Голланда Испытуемый № 1 набрал максимальное количество баллов по двум типам: исследовательский и социальный:
Предпочитаемые виды деятельности для исследовательского типа:
· сбор информации, ее систематизация, анализ;
· выполнение сложных или абстрактных заданий;
· решение проблем через разм ...