Другая психология » Изучение феномена тревожности у студентов первого курса » Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования

Экспериментальное исследование тревожности у студентов первого курса. Организация и методы исследования
Страница 1

Для подтверждения поставленной нами гипотезы мы провели экспериментальную работу со студентами Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии обучающимися на первых курсах. Общее число испытуемых составляет 30 человек. Это студенты, обучающиеся на факультетах: СПП, математики и информатики, географии, филологии, экономики, КПиНО и иностранных языков.

Наше экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующий этап, развивающий этап, завершающий этап.

На первом этапе для диагностики уровня тревожности у студентов первого курса мы использовали следующие методики:

Шкала ситуативной тревожности.

Методика позволяет оценить уровень развития личностной тревожности.

В методике есть две оценочные шкалы: одна измерят ситуационную тревожность, а другая – личностную. Каждая шкала включает по 20 суждений. По каждому суждению необходимо выбрать один из четырех предлагаемых ответов и отметить его. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют уровень развития обоих видов тревожности [19,92]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 1.

2. Изучение общей самооценки. Опросник Казанцевой Г.Н.

Опросник позволяет выявить уровень самооценки.

Опросник состоит из 20 положений. По каждому из которых необходимо дать один из трех предлагаемых ответов: «да», «нет», «не знаю».

Затем подсчитывается количество согласий под нечетными номерами, далее – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат находится в интервале от -10 до +10 [12, 122]. Тестовый материал и ключ к методике приведен в Приложении 2.

На наш взгляд выявление уровня самооценки необходимо, так как людям с высоким уровнем тревожности своиственнен низкий уровень самооценки и одно из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.

На развивающем этапе эксперимента мы провели коррекционно – развивающую программу по оптимизации уровня тревожности.

Цель: оптимизация уровня тревожности, формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Целевая группа: студенты первых курсов в возрасте от 16 до 20 лет.

Необходимое оборудование: бумага, ручки, стулья по количеству участников.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий, продолжительность каждого занятия – один час. Занятия желательно проводить в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений.

Тематический план занятий

Занятие 1

Цель: формирование доброжелательной рабочей атмосферы в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

Ход занятия:

1. Знакомство с целями тренинга.

2. Выработка правил поведения на занятиях.

3. Упражнение «Молчалка-говорилка».

4. Упражнение «Установление дистанции».

5. Упражнение «Дружеская рука».

6. Рефлексия.

Занятие 2

Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.

Ход занятия:

Упражнение «Узкий мост».

Упражнение «Дотронься до…».

Упражнение «Датский бокс».

Рефлексия.

Занятие 3

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.

Ход занятий:

Упражнение «Говорю, что вижу».

Упражнение «Ассоциации».

Упражнение «Взглянем вместе».

Упражнение «Великий мастер».

Упражнение «Маяк».

Рефлексия.

Занятие 4

Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества.

Ход занятия:

Упражнение «Пустое место».

Упражнение «Какой я?».

Упражнение «Банка секретов».

Упражнение «Друг для друга».

Упражнение «Бумажные мячики».

Рефлексия.

Занятие 5

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Ход занятия:

Упражнение «Подари улыбку».

Упражнение «Диалектика».

Упражнение «Волшебное зеркало».

Упражнение «Мои сильные стороны».

Упражнение «Соглашаюсь – не соглашаюсь».

Упражнение «Храм тишины»

Рефлексия.

Занятие 6

Цель: развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

Ход занятия:

Упражнение «Спутанные цепочки».

Страницы: 1 2


Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии. Деятельно ...

Понятие, признаки и проявление воли у человека
Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивид ...

Паравербальная коммуникация
Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его переда­чи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или неуверен­ности и т.д. Поэтому наряду с вербальными и невербальными сред­ствами коммуникации в общении и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru