Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возрастаСтраница 2
Это своеобразный сплав из двух потребностей - желание занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Школа предъявляет особые требования к первокласснику. Эти требования можно представить в виде таблицы.
Таблица. Психолого-педагогический статус первоклассника
|
Параметры психолого-педагогического статуса |
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов. |
|
1.Познавательная сфера. 1.1.Произвольность психических процессов. |
Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи. |
|
1.2.Уровень развития мышления. |
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. |
|
1.3.Сформированность важнейших учебных действий |
Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности Сформированность внутреннего плана умственных действий. |
|
1.4.Уровень развития речи |
Понимание смысла текста и простых понятий Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи) |
|
1.5.Уровень развития тонкой моторики |
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
|
1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. |
Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение рабочего дня Способность работать в едином темпе со всем классом |
|
2.Особенности общения и поведения: 2.1.Взаимодействие со сверстниками |
Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. |
|
2.2.Взаимодействие с педагогами. |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. |
|
2.3.Соблюдение социальных и этических норм. |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
|
2.4.Поведенческая саморегуляция. |
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) |
|
2.5.Активность и автономность поведения. |
Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности. |
|
3.Особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1.Наличие в характере учебной мотивации |
Желание учиться, идти в школу Наличие познавательного или социального мотива учения |
|
3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе |
Отсутствие выраженных противоречий между -требованиями школы и родителей -требованиями взрослых и возможностями ребенка |
|
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. 4.1.Отношение со сверстниками |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
|
4.2.Отношение с педагогами |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
|
4.3.Отношение к значимой деятельности |
Эмоционально положительное восприятие школы и учения. |
|
4.4.Отношение к себе. |
Устойчивая положительная самооценка. |
Терминологический словарь
Мотив -
внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
Мотива́ция
(от lat. movere) - 1) побуждение к действию;
2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющи ...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...
Ограничапия и содержание специальной психологической помощи в зависимости
от возраста нуждающихся в ней
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - более легкие и поддающиеся коррекционно-педа ...
