Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения
подростков в учебно-воспитательном процессе. Цели и
принципы поведенческой коррекцииСтраница 1
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других её достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия определяется его целями, которые формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы - с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология
выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория.
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют
несколько взаимосвязанных уровней: мотивация,
побуждающая к поведению; эмоциональные процессы,
сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.
Девиантная мотивация
- это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - всё, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы
и тесно с ними связанные трудности саморегуляции.
Отклоняющееся поведение сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога.
Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления)
и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт.
Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.
Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:
интеграция индивидуального опыта;
совершенствование саморегуляции;
повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
выработка жизненно важных умений;
устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
-расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности
-повышение уровня социальной адаптации.
Более частными и конкретными задачами психологического воздействия
на отклоняющееся поведение личности могут выступать:
устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
усиление адаптивного поведения;
ослабление или устранение неадекватного поведения;
устранение изнурительных реакций тревоги;
развитие способности расслабляться;
развитие способности самоутверждаться;
- развитие эффективных социальных навыков;
достижение адекватного сексуального функционирования;
развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель
Эмпирические исследования проблемы формирования произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста на специальноорганизованных
занятиях, а так же в играх целенаправленно запланированных на
Базой нашего исследования стал детский сад № 1 «Колосок» Любинского района Омской области который расположен по улице Почтовая. Группа была разделена на две подгруппы по 15 человек. ЦЕЛЬЮ констатирующего эксперимента было выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. ...
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Как говорилось выше, мы разделили испытуемых на две выборки, нас интересует выборка 1, то есть та, в которую вошли представители маркетинговых сетей. Ниже будут описаны результаты, полученные именно в этой выборке.
Таблица1 1111 Первой использованной методикой была «Методика диагностики социально-психологически ...
Кризис семи лет как один из пунктов периодизации
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее ...