Модели поведения группСтраница 1
Поведе́ние — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.
Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь; физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса.
Мыслительное, внутреннее поведение — предположительно, мыслительный процесс человека, его мышление. В мыслительном поведении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычно воспринимает окружающий мир и происходящие в нём события, на что он обращает внимание, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привык оценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать и принимать мысленные решения). Мыслительное поведение — всегда предполагаемое; мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую. Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнем поведении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потому предполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляется только опосредованно, через внешнее поведение, и влиять на него извне можно только через внешнее поведение. Следствие: всегда существует возможность неправильно толковать внутреннее поведение по проявлениям внешнего поведения.
Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным. Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды). То же самое можно сказать и про конкретно-взятую группу, которая в свою очередь является устойчивой совокупностью людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Рассмотрим модели поведения групп в условиях конфликта.
Межгрупповой конфликт обычно происходит, когда один или несколько членов группы испытывают раздражение, столкнувшись с препятствиями в достижении групповых целей. В отдельных случаях источник препятствий пытаются найти внутри группы. Зачастую сами члены группы, методы и процедура, оборудование, модели взаимоотношений или аналогичные факторы могут препятствовать группе в достижении ее целей. Однако чаще ведется поиск внешних источников проблем. Какая-то другая группа может рассматриваться как ограничение или даже препятствие в достижении целей данной группы.
Группа, ставшая негативным стереотипом для другой группы и воспринимаемая как источник ее неприятностей, совсем не обязательно является таковой. Например, на деле таким источником может быть менее заметная группа или группа, с которой надо поддерживать хорошие отношения (в частности, высшее звено управления). Но группа, создающая стереотип, может перенести источник своей враждебности на группу, с которой пересекаются ее интересы или против которой безопаснее выступать.
Следовательно, основными источниками межгруппового конфликта часто могут быть конфликты между взаимно исключающими целями; конкуренция за ограниченные ресурсы, статус, власть и тому подобные блага; различия в ценностях, нормах и личных ориентациях; потенциальные угрозы со стороны другой группы и т. д.
Некоторые общие модели поведения групп, конкурирующих друг с другом, повторяются с достаточной частотой, что делает их весьма полезными при анализе межгруппового поведения. Если группа конкурирует с другой группой, она, вероятнее всего, становится более сплоченной. Члены группы скорее всего постараются свести до минимума личные разногласия. По мере того как конфликт с другой группой нарастает, члены группы большее внимание уделяют достижению целей группы и соответственно меньшее – удовлетворению своих индивидуальных потребностей. В то же время внутренняя структура группы тяготеет к большей жесткости, а ее лидеры – к авторитарности.
Факторы и типы детско-родительских отношений
Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов:
- от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ...
Приложения
Приложение 1
Методика «Анализ семейного воспитания».
Авторы: Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис
Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Существует в двух вариантах для родителей детей в возрасте 3—10 лет и для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.
...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...