Особенности образа профессиональной деятельности личности
Страница 5

Я-идеальное профессиональное

- представление об идеале, модели профессионала - то, каким Я хотел бы быть;

Я-реальное профессиональное

- то, какой Я в данный момент в профессиональном плане;

Я-динамическое профессиональное

- то, каким Я намерен стать в ближайшее время.

Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е.А. Климов (1988) выделяет следующие группы психических регуляторов:

I Образ объекта

(предмета труда, внешних средств, условии и проявлений трудовой деятельности):

чувственный образ (сенсорный, перцептивный);

репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения);

репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);

Этого рода психические регуляторы поведения, деятельности усваиваются, прежде всего, в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной работы ума человека.

II Образ субъекта

:

актуальный "Я - образ"

(знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных отношений, своих возможностях и ограничениях);

обобщенный "Я - образ "

("Я - концепция" - я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества);

III Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

потребности, потребностные состояния;

эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

направленность личности, мировоззрение;

характер как свойственная человеку система устойчивых отношении к разным сторонам действительности.

В каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности. Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и, прежде всего, - естественным родным языком.

Как отмечает Е.А. Климов (1988), все названные выше регуляторы подводятся под категорию "субъективный образ". "Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми [30, с.41].

Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является "образ мира" профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире [31].

Особенностью профессионального самоопределения в гуманитарных профессиях является неопределенность параметров деятельности, таких как предмет, условия, средства и результат (Кузнецов И.Ю., 2000). Социальная многозначность профессии обусловливает ответственный выбор в процессе профессионального самоопределения. Особой чертой профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа выделяется личностная значимость профессии, вследствие высоких социальных требований и общественных ожиданий. Высокий уровень требований к личностным свойствам профессионала объясняет расхождения в профессиональной Я-концепции: разницу между реальной профессиональной самооценкой и идеальным образом профессионала у представителей данного типа профессии. Значимость профессии проявляется в осознании и личностном принятии специфического предмета и мотива профессиональной деятельности личности. Представители гуманитарного типа профессий значимо чаще идентифицируются с профессионалом, ориентированным в своей деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей. А в целом гуманитарный тип профессии, к которому относится профессия психолога характеризуется сложностью формирования индивидуального образа профессионала [40].

Одна из особенностей студенческого возраста состоит в осознании своей индивидуальности, в становлении самосознания и формировании образа "Я".

Образ "Я" - закономерный и всегда уникальный результат развития личности на этапе обучения в вузе. Осознание и адекватная оценка своего "Я" обеспечивают устойчивость и стабильность функционирования человека как субъекта деятельности, определение возможностей своего саморазвития (Поддубная, Т.К., 2004).

Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между "Я-действующим" и "Я-отраженным". Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [58].

Образ субъекта профессиональной деятельности может быть рассмотрен во временном континууме: Я в будущем, Я в настоящем, Я в прошлом [9].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Я-концепцияи самосознание личности.
З ФОРМЫ: I.Самопознание-пред. Собой анализ результатов собственной деятельности. Оно может быть представлено в виде сравнения-я и другие,я и я. 2.Самооценка-знание о собственной самостоятельности,оценка человеком самого себя(процедура ранжироваиня-Реан,методика лесенка,градусник). Виды самооценки:-адективная(оценивание своих собственн ...

Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...

Варианты синдрома
Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения: · синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; · синдром дефицита внимания без гиперактивности; · синдром гиперактивности без дефицита внимания. Чаще всего встречается первый вариант заболевания - сочетание гиперактивности и невнимате ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru