Особенности образа профессиональной деятельности
личностиСтраница 5
Я-идеальное профессиональное
- представление об идеале, модели профессионала - то, каким Я хотел бы быть;
Я-реальное профессиональное
- то, какой Я в данный момент в профессиональном плане;
Я-динамическое профессиональное
- то, каким Я намерен стать в ближайшее время.
Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е.А. Климов (1988) выделяет следующие группы психических регуляторов:
I Образ объекта
(предмета труда, внешних средств, условии и проявлений трудовой деятельности):
чувственный образ (сенсорный, перцептивный);
репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения);
репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий);
Этого рода психические регуляторы поведения, деятельности усваиваются, прежде всего, в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной работы ума человека.
II Образ субъекта
:
актуальный "Я - образ"
(знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных отношений, своих возможностях и ограничениях);
обобщенный "Я - образ "
("Я - концепция" - я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества);
III Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:
потребности, потребностные состояния;
эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
направленность личности, мировоззрение;
характер как свойственная человеку система устойчивых отношении к разным сторонам действительности.
В каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности. Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и, прежде всего, - естественным родным языком.
Как отмечает Е.А. Климов (1988), все названные выше регуляторы подводятся под категорию "субъективный образ". "Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми [30, с.41].
Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является "образ мира" профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире [31].
Особенностью профессионального самоопределения в гуманитарных профессиях является неопределенность параметров деятельности, таких как предмет, условия, средства и результат (Кузнецов И.Ю., 2000). Социальная многозначность профессии обусловливает ответственный выбор в процессе профессионального самоопределения. Особой чертой профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа выделяется личностная значимость профессии, вследствие высоких социальных требований и общественных ожиданий. Высокий уровень требований к личностным свойствам профессионала объясняет расхождения в профессиональной Я-концепции: разницу между реальной профессиональной самооценкой и идеальным образом профессионала у представителей данного типа профессии. Значимость профессии проявляется в осознании и личностном принятии специфического предмета и мотива профессиональной деятельности личности. Представители гуманитарного типа профессий значимо чаще идентифицируются с профессионалом, ориентированным в своей деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей. А в целом гуманитарный тип профессии, к которому относится профессия психолога характеризуется сложностью формирования индивидуального образа профессионала [40].
Одна из особенностей студенческого возраста состоит в осознании своей индивидуальности, в становлении самосознания и формировании образа "Я".
Образ "Я" - закономерный и всегда уникальный результат развития личности на этапе обучения в вузе. Осознание и адекватная оценка своего "Я" обеспечивают устойчивость и стабильность функционирования человека как субъекта деятельности, определение возможностей своего саморазвития (Поддубная, Т.К., 2004).
Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между "Я-действующим" и "Я-отраженным". Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [58].
Образ субъекта профессиональной деятельности может быть рассмотрен во временном континууме: Я в будущем, Я в настоящем, Я в прошлом [9].
Структура и технологии психологического консультирования
Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В.Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно свя ...
Степени умственной отсталости. Классификации умственной отсталости
В последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случ ...
Количественный и качественный анализ полученных результатов
Результаты исследования уровня тревожности у студентов 1‑го курса ДВГСГА по методике «Шкала ситуативной тревожности» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования уровня тревожности у студентов первых курсов.
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень т ...