Другая психология » Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов » Анализ и интерпретация результатов исследования

Анализ и интерпретация результатов исследования
Страница 1

На первом этапе исследования по результатам разработанной анкеты были выделены две группы испытуемых. Первую группу составили те студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает ведущие позиции. Вторую группу составили те студенты, которые самостоятельной работе не придают значения и ограничиваются лишь знаниями, получаемыми в основном на лекционных занятиях.

По результатам анкеты особый интерес вызвали следующие ответы испытуемых. На вопрос «Что вы предпринимаете, чтобы успешно учиться, окончить институт и стать хорошим специалистом?» испытуемые первой группы ответили, что они усердно изучают литературу по специальности, независимо от учебной программы. В основном это учебники по психотерапии, монографии известных зарубежных и отечественных психологов и психотерапевтов. Также студенты этой группы изучают смежные науки, а именно иностранные языки (в основном английский), увлекаются юриспруденцией, медициной, педагогикой, менеджментом, управленческими науками. Эти студенты принимают активное участие в работе психологических мастерских, встречах с ведущими психологами Крыма и Украины, часто выступают сами организаторами подобных мероприятий. Они также большое значение уделяют общей культуре, чаще всего литературе и музыке.

Представители другой группы, для которых самостоятельная работа незначима, также изучают литературу по специальности, но здесь больше делается упор на чтение книг и монографий зарубежных авторов, пользуется особым спросом литература по психоанализу З. Фрейда, психоаналитической концепции К. Юнга и Э. Фромма. Также представители этой группы считают, что вполне достаточно им усвоить учебную программу для того, чтобы быть достаточно квалифицированным специалистом, так как на практике все равно, по их мнению, приходится забывать о теории и все учить по-новому. При этом эти студенты также принимают активное участие в работе научных кружков и мастерских, но не систематически, а «по настроению» и в зависимости от темы работы мастерской или личности гостя встречи.

Заметные различия были получены между группами на вопросы «Как вы оцениваете свой уровень учебной нагрузки?» и «Сколько часов, в среднем, ежедневно тратите на учебную самостоятельную работу?». Оказалось, что представители первой группы оценивают уровень учебной нагрузки как нормальный, а некоторые даже как низкий. В группе второй все представители оценивают его как высокий. В первой группе на самостоятельную работу тратят студенты по 5-6 и более часов в день, а во второй группе не более 3-4 часов. При этом представители группы №1 считают, что им недостаточно времени на самостоятельную работу, а вторую группу он вполне устраивает.

При ответе на вопрос «какую литературу прорабатывают студенты во время самостоятельной работы?» оказалось, что первая группа прорабатывает всю рекомендованную литературу и даже отмечали дополнительный набор книг, а вторая группа только учебники и конспекты, некоторые студенты этой группы отмечали основную литературу.

Одной из причин, которая мешает учиться представителям первой группы является малое количество времени, отводимое на самостоятельную работу и большая учебная и рабочая нагрузка, так как студенты периодически работают в детских лагерях МДЦ «Артек». А вот представителям второй группы мешает не только большая нагрузка, но и отсутствие навыков систематической работы, специфика обучения в институте.

Особый интерес привлекли данные полученные на вопрос «Как вы используете свободное время?». Студенты первой группы отмечали, что в свободное время они работают в библиотеке, посещают занятия научных кружков, никто не отмечал, что занимается спортом или смотрит телевизор. А вот представители второй группы отмечали, что посещают занятия научных кружков, проводят время в кругу друзей и знакомых, а также смотрят фильмы психологической тематики, иногда психологические учебники.

И первая и вторая группа студентов в случае увеличения свободного времени больше тратила бы его на учебу, но вот первая группа все же еще ин чтение специальной литературы.

На втором этапе исследования уже целенаправленно проводилось исследование с двумя группами направленное на выявление мотивации самостоятельной работы.

По результатам методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» у первой группы студентов (которые придают особое значение самостоятельной работе) был выявлен у половины группы высокий уровень мотивации успеха и у половины группы высокий уровень боязни неудачи. Это обусловлено тем, что студенты этой группы стремятся показать требуемый преподавателями уровень знаний, стремятся в дальнейшем стать хорошими профессионалами, но у некоторых из них присутствует страх того, что они могут оказаться недостаточно хорошими специалистами, что затруднит в дальнейшем выход в жизнь и поиск работы, они боятся стать неконкурентоспособными. У представителей второй группы мотивационный полюс не выражен. Их результаты расположены в диапазоне от 8 до 13 баллов. Это позволяет сделать вывод о том, что представители данной группы еще не задумываются над тем, что их ждет в будущем, их не беспокоит нынешний статус и мнение преподавателя. Они довольно спокойно относятся к тому. Что могут чего-то еще не знать. Таким образом, в данных наблюдается тенденция к различиям в группах при U = 544, при р = 0,06.

Страницы: 1 2 3


Особенности эмоциональных отношений в семье
Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими. Эмоциональное отно ...

Особенности самооценки подростка
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий ...

Образование как социокультурный феномен. Тенденции современной социокультурной ситуации и образование
Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире: • Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менны ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru